Белоруссия: подавление правозащитного движения

AMNESTY INTERNATIONAL

БРИФИНГ

27 марта 2004 года

Белоруссия - страна, в которой теория прав человека с одной стороны и каждодневное применение этой теории на практике с другой стороны значительно отличаются друг от друга. Несмотря на то, что Белоруссия является участником большинства международных договоров в области прав человека, а также на то, что целый ряд прав человека и основных свобод гарантирован Конституцией страны, в действительности существует огромный разрыв между этими правами в теории и на практике.

Суды, независимость которых неоднократно подвергалась сомнению международным сообществом, действуя на основании неоднозначных законов и постановлений, закрыли большое количество неправительственных организаций (НПО), прямо или косвенно занятых укреплением и защитой прав человека в Белоруссии (см. «Human Rights Defenders under Pressure in Belarus», AI Index: EUR 49/004/2003). «Международная Амнистия» неоднократно выражала свою озабоченность давлением, оказываемым на белорусских правозащитников. В частности, обеспокоенность вызывали чинимые им препятствия и ограничения свободы мирного собрания и ассоциаций, а также ограничение и нарушение их права получать и распространять информацию о правах человека и фактах их нарушения. Случаи нарушения права на свободу не подвергаться пыткам, жестокому обращению, произвольным аресту и задержанию нагнетают атмосферу, препятствующую выполнению правозащитниками в Белоруссии их важной деятельности, а иногда подвергают опасности их жизнь и здоровье.

В свете этой обеспокоенности 18 сентября 2003 г. «Международная Амнистия» обратилась с письмом к министру юстиции Виктору Голованову, призывая его как министра юстиции предпринять срочные меры по обеспечению выполнения Белоруссией своих международных обязательств в области прав человека, в том числе обязательств в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) и Декларации ООН о правозащитниках. В частности, «Международная Амнистия» призывала предоставить белорусским правозащитникам возможность пользоваться своим правом на свободу объединений и мирных собраний, не опасаясь подвергнуться гонениям, преследованию, запугиванию или репрессиям.

На это письмо и обращения членов «Международной Амнистии» организация получила два ответа из министерства юстиции. В своем ответе министерство подтверждало приверженность следовать международным стандартам, и в особенности статье 22 МПГПП. Министерство также заявило, что «приветствует инициативы, содействующие созданию более конструктивных взаимоотношений между правительством и неправительственными организациями, которые в свою очередь должны соблюдать законы республики. Наряду с этим правительство проводит работу, направленную на усовершенствование законодательства в отношении регулирования деятельности общественных объединений».

К сожалению, министерство не проработало следующие конкретные рекомендации, сделанные «Международной Амнистией»:

  • прекратить целенаправленное притеснение и запугивание правозащитников, а также создание помех в их деятельности, что выражается в закрытии и угрозе закрытия ряда неправительственных организаций, включая организации «Правовая помощь населению», «Весна-96», а также Белорусский Хельсинский комитет, прямо или косвенно занимающихся укреплением и защитой прав человека в Республике Беларусь;
  • безотлагательно пересмотреть законы, постановления и административную практику, связанные с регистрацией и деятельностью неправительственных организаций, с целью обеспечения их учреждения и беспрепятственной деятельности в соответствии со статьями 21 и 22 МПГПП;
  • соблюдать принципы Декларации ООН о правозащитниках (Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1998 г.)

Следующие заявления, сделанные в начале 2004 г. министром юстиции Виктором Головановым, а также президентом Александром Лукашенко, свидетельствуют об отсутствии у белорусских властей политической воли к началу значимого процесса реформ для учреждения и свободного функционирования НПО и гражданского общества в целом. По имеющимся сообщениям, 23 января 2004 г. министр юстиции объявил о достижениях своего министерства в области укрепления правопорядка, в частности в связи со свободой объединений. Он, как сообщается, заявил: «За прошедший год мы усилили [курсив добавлен] контроль за деятельностью НПО. 81 неправительственная организация стала объектом наших расширенных проверок. В результате этих проверок министерство юстиции сделало 810 письменных предупреждений, что в 6 раз превышает количество предупреждений, сделанных в 2002 г. По решениям суда, основанным на обвинениях, предъявленных министерством, была закрыта 51 организация».

16 февраля 2004 г. президент Александр Лукашенко приказал министерству юстиции укрепить свою роль в обеспечении правопорядка в связи с деятельностью профсоюзов, политических партий и других общественных объединений. Каждая организация обязана выполнять любое обоснованное требование министерства юстиции, и все общественные объединения должны подчиняться существующему законодательству, в соответствии с обязательствами, закрепленными в Конституции.

В данном докладе основное внимание уделяется ограничению права на свободу объединений и собраний и нарушению права на свободу самовыражения, с которыми сталкиваются сегодня самые разные белорусские правозащитники. В докладе рассказывается о случаях закрытия правозащитных организаций, необоснованных арестах частных лиц и членов профсоюзов, а также о случаях давления на независимые СМИ, в том числе на издания независимых профсоюзов и на отдельных журналистов.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

Прикрепленный файлРазмер
belorus_hrd_briefing_2004.pdf196.87 KB

#Беларусь #правозащитники #Правозащитники и правозащитные инструменты #преследование активистов #свобода выражения мнений #свобода собраний и объединений