AMNESTY INTERNATIONAL
Краткое изложение доклада
Индекс МА: EUR 49/014/2006 (Для свободного распространения)
9 ноября 2006 г.
В настоящем докладе Amnesty International говорится о недостаточной эффективности мер, принимаемых белорусскими властями в целях защиты основных прав женщин в контексте домашнего насилия. В докладе также содержится 18 рекомендаций, которые помогут правительству Беларуси добиться соблюдения обязательств, взятых на себя в рамках международного права в сфере защиты женщин от насилия в семье.
Государство обязано защищать женщин от насилия со стороны не только государственных органов и служащих, но и со стороны частных лиц или группировок. Согласно нормам международного права в области прав человека, государство обязано проявлять должное усердие в обеспечении прав женщин на равенство, жизнь, свободу и безопасность, а также права не подвергаться дискриминации, пыткам и жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Властям следует разработать стратегию и план действий, которые бы позволили защитить людей от ущемления этих прав, восстановить справедливость и возместить ущерб тем людям, чьи права оказались нарушены.
Правительство Беларуси приняло ряд заслуживающих одобрения мер, направленных на защиту женщин от насилия, однако на текущий момент их нельзя признать достаточными. В течение последних десяти лет Министерство внутренних дел страны реализует особую программу в отношении «преступлений на бытовой почве». Если женщине хватает храбрости и стойкости, чтобы заявить об инциденте в милицию, виновные чаще всего предстают перед судом и несут заслуженное наказание. Однако в целом, виновники домашнего насилия по-прежнему пользуются безнаказанностью, поскольку, как показывает практика, лишь незначительное число женщин, пострадавших от насилия в семье, обращается в милицию. Главными сдерживающими факторами можно назвать то, что женщины бояться дальнейшего насилия со стороны партнёра, опасаются, что их привлекут за какие-то иные правонарушения, возлагают всю ответственность на себя, или же не хотят опозорить семью. Кроме того, женщины зачастую недооценивают себя и не имеют достаточных средств к существованию.
Уголовное преследование виновных, безусловно, имеет большое значение для предотвращения безнаказанности, но это лишь один из многих факторов комплексной стратегии борьбы с домашним насилием. В связи с отсутствием программ реабилитации виновников домашнего насилия, нередко по освобождению из тюрьмы мужчины вновь принимаются избивать своих партнёрш. Женщин следует защищать от насилия, а также обеспечить им соответствующую поддержку, включая возможность уйти в приют. В перспективе пострадавшим может понадобиться альтернативное жильё, где они смогут укрыться от насилия.
Министерство труда и социальной защиты открыло в стране 156 территориальных центров социальной помощи населению. При трёх из них действуют кризисные центры для женщин, пострадавших от насилия в семье. Центры предлагают психологическую и правовую помощь женщинам, решившим обратиться в милицию. На данный момент в Беларуси нет приютов, предназначенных именно для пострадавших от домашнего насилия.
Женские организации пытались открыть соответствующие службы поддержки, однако столкнулись с трудностями, обусловленными репрессивным характером белорусского законодательства в части, регулирующей деятельность всех неправительственных организаций (НПО). Ряд женских организаций предлагает консультационную поддержку и горячие телефонные линии. Тем не менее, большинство НПО, с которыми представители Amnesty International встречались в Беларуси в феврале 2006 года в ходе миссии по сбору фактов, считают получение финансирования какой-либо деятельности, связанной с домашним насилием, крайне затруднительным, вследствие налагаемых правительством ограничений и отсутствия внимания финансирующих организаций к данной проблеме. Многим НПО либо не разрешили заняться этим видом деятельности, либо запретили получать финансирование от зарубежных организаций под конкретные проекты.
Законопроект о предотвращении домашнего насилия составлен и согласован на уровне соответствующих министерств, однако из-за отсутствия политической воли до сих пор не принят парламентом.
Amnesty International уверена, что сильная политическая воля и согласованные действия властей - непременные условия для реализации на практике системы защиты женщин от насилия, а также для искоренения домашнего насилия в целом. Белорусским властям следует сделать своей первоочередной задачей в области прав человека соблюдение международных обязательств по искоренению домашнего насилия. Женщинам следует предоставить возможность краткосрочного проживания в приютах и долгосрочного - в альтернативном жилье, а также эффективную поддержку как со стороны государственных органов, так и НПО. Лица, занятые в сфере поддержки женщин, а также работники милиции должны получать соответствующую подготовку, дающую ясное представление о психологических последствиях домашнего насилия. Правительству следует вести пропагандистскую работу, направленную на разрушение стереотипа о том, что пострадавшая виновата сама, и создать условия, позволяющие женщинам без опасения заявлять об инцидентах в милицию. Кроме того, властям следует доработать и ввести в действие проект закона о предотвращении домашнего насилия, а также вести точную статистику актов домашнего насилия, доступную широкой общественности.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКЛАДА
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
belarus_svaw_2006.pdf | 434.21 KB |
#Беларусь #насилие над женщинами #домашнеенасилие