В России, как и во многих других странах, граждане высказывают множество претензий к правоохранительным органам, в особенности - к милиции. В последние годы социологические службы фиксируют высокий уровень недоверия к милиции со стороны населения. По данным Аналитического центра Юрия Левады, регулярно проводящего тематические общероссийские опросы, доля граждан, не доверяющих милиции, остается неизменной в течение 10 лет и достигает 40%.
Исследования Фонда «Общественное мнение» и ВЦИОМа дают схожие показатели. Интересно, что сами сотрудники милиции тоже недовольны своей работой и тем местом, которое они занимают в обществе, что подтверждают результаты экспертного опроса сотрудников правоохранительных органов.
Руководство органов внутренних дел еще в середине девяностых выражало свою обеспокоенность ростом отчуждения между милицией и населением. Через десять лет, в середине двухтысячных, эту проблему признали не только руководители профильных ведомств, но и высшие должностные лица страны, включая президента.
В одах государство разрабатывало планы масштабной реформы правоохранительной сферы. Эти планы в полной мере так и не были воплощены в жизнь. Тем не менее на протяжении последних десяти лет определенные шаги по изменению работы милиции и преодолению общественного недоверия к ней предпринимались. Например, за последние годы улучшилось финансирование и техническое оснащение милиции. Была предпринята попытка усовершенствовать систему отчетности милиции. Для улучшения отбора кадров и работы с личным составом была учреждена психологическая служба МВД. Перечисление мер, направленных на усовершенствование работы милиции, можно продолжать.
Недовольство граждан работой милиции и постепенное осознание государством необходимости изменить эту ситуацию, - тот контекст, в котором развивалась и развивается деятельность российских правозащитных организаций. Российские правозащитники, не менее других граждан обеспокоенные состоянием дел в правоохранительной сфере, много лет подряд подвергали жесткой критике деятельность милиции. Получая жалобы на пытки, незаконные задержания и другие нарушения прав и свобод человека со стороны милиции, правозащитные организации долгое время ограничивались опубликованием этих жалоб, и выдвижением требований по искоренению подобных нарушений.
Развитие правозащитного сообщества привело к появлению новых форм работы, ориентированной на правоохранительные органы. Например, был создан и опробован на практике метод общественных расследований, позволяющих не только выявлять и документировать грубые нарушения прав и свобод человека, но и эффективно применять юридические механизмы для защиты пострадавших и привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов, виновных в этих нарушениях. В последнее время правозащитные организации также стремятся развивать проекты, направленные на профилактику нарушений прав и свобод граждан со стороны милиции. В частности, проводятся тренинги для сотрудников милиции, предпринимаются попытки организовать независимое посещение мест лишения свободы, находящихся в ведении органов внутренних дел. Правозащитные организации стали уделять больше внимания изучению организации и деятельности правоохранительных органов. Посредством участия в различных рабочих группах и советах, создаваемых при органах власти, правозащитники стремятся донести до государства свои рекомендации о способах предотвращения нарушений прав и свобод человека в деятельности милиции.
Сейчас, когда и общество, и государство в целом согласны с необходимостью изменений в характере работы милиции, деятельность правозащитников в этой сфере может оказаться особенно востребованной. Вместе с тем эффективность ориентированных на органы внутренних дел программ правозащитных организаций напрямую зависит от того, насколько направления, методы и ожидаемые результаты работы правозащитников учитывают актуальное состояние правоохранительных органов и их место в системе органов власти и в обществе.
Оценка современного состояния милиции и планирование действий, направленных на улучшение ее работы, невозможны без представления о желаемой модели устройства этой институции. Очевидно, что такая идеальная модель должна соответствовать базовым принципам защиты прав и свобод человека, закрепленных в международных документах.
Вместе с тем требование соответствия принципам защиты прав и свобод человека касается скорее результатов деятельности правоохранительных структур, в то время как способы достигнуть такого результата могут быть весьма разнообразны. Именно поэтому большой интерес представляют принятые в мире общие подходы к организации правоохранительных органов: представления об их роли в обществе, об их функциях и задачах, о характере их взаимодействия с другими органами власти. Не менее важен опыт разных стран в решении таких задач, как организация наиболее эффективной системы управления правоохранительными структурами, устройство механизмов контроля над их деятельностью, создание системы отбора и подготовки служащих, обеспечивающая достаточный уровень профессионализма правоохранительных органов, и так далее.
К сожалению, литературы, описывающей устройство правоохранительных структур в других странах, на русском языке практически не издавалось.
Издание «Принципы деятельности полиции» способно восполнить недостаток этой информации, поскольку в этой книге описываются основные существующие на настоящий момент модели организации такой правоохранительной структуры, как полиция, и анализируются сильные и слабые стороны каждой из этих моделей.
Кроме вопросов, касающихся организации полиции в целом, в книге описываются основные функции полиции в обществе - предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка, оказание помощи населению. Подробно рассмотрен вопрос о полномочиях полиции и характере их осуществления, а также основные задачи, которые необходимо решить для обеспечения нормальной деятельности полиции (кадровое и ресурсное обеспечение, управление, взаимосвязь с другими государственными и социальными институтами).
Принципы деятельности полиции и подходы к организации работы полиции проиллюстрированы сравнительными данными о практике воплощения этих подходов в разных странах. При этом порядок работы полиции показан в социальном и политическом контексте той или иной страны, что дает возможность оценить релевантность иных организационных решений.
Несомненным достоинством книги является и то, что вопросы организации и функционирования полиции рассматриваются с точки зрения обеспечения реализации прав и свобод человека. Причем внимание уделено не только вопросам предотвращения нарушений прав и свобод со стороны полиции, но и роли полиции в защите человека от нарушения его прав со стороны негосударственных субъектов.
Представляется, что этот подход особенно актуален для современной России, потому что недоверие населения нашей страны к милиции - это в первую очередь неуверенность в том, что милиция способна защитить жизнь, здоровье и собственность граждан от преступных посягательств.
Ольга Шепелева
Издание «Принципы деятельности полиции»
Автор: Аннеке Оссе
Amnesty International-Голландия, 2006 год
#публикации #образование #полиция