СНГ: Смертная казнь уходит в прошлое, но сделано пока недостаточно

AMNESTY INTERNATIONAL

Краткое изложение доклада

Индекс МА: EUR 04/003/2006 (Для свободного распространения )

27 ноября 2006 г.

На протяжении последних десятилетий мир неуклонно движется к полному отказу от смертной казни. Сто двадцать девять стран отменили высшую меру наказания законодательно и на практике. В 2005 году смертные приговоры приводились в исполнение лишь в 23 странах мира.

Двадцать восьмого ноября в Минске (Беларусь) состоится встреча глав государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ), которое в этом году отмечает пятнадцатую годовщину со дня создания. В преддверии встречи Amnesty International призывает глав государств-участников СНГ отдать вопросу об отмене смертной казни одно из приоритетных мест в повестке дня, а также сделать всё от них зависящее, чтобы искоренить смертную казнь в регионе.

Организация горячо приветствует значительные успехи, достигнутые странами СНГ в данной области. Во всех государствах-участниках - Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Российской Федерации, Таджикистане, Украине и Узбекистане - на момент создания Содружества в 1991 году смертная казнь сохранялась. По состоянию на конец ноября 2006 года, семь государств полностью отменили смертную казнь, законодательно и на практике. В трёх странах - Казахстане, России и Таджикистане - действует мораторий на её применение, законодательно и на практике. Беларусь и Узбекистан остаются двумя участниками СНГ, а также единственными странами Европы и Центральной Азии, в которых исключительная мера наказания по-прежнему применяется в законодательном порядке и на практике.

В то же время, Узбекистан взял на себя обязательство отказаться от смертной казни. В августе 2005 года Президент Узбекистана И. Каримов подписал указ об отмене смертной казни с января 2008 года. Кроме того, в июне 2006 года Президент учредил рабочую группу, в задачи которой, помимо прочего, входит подготовка проекта закона о замене высшей меры пожизненным заключением. Ещё одним шагом в данном направлении стало то, что в последние два года власти не препятствуют открытому общественному обсуждению проблемы смертной казни при участии независимых неправительственных организаций (НПО). Amnesty International приветствует приверженность правительства отмене высшей меры наказания, но по-прежнему обеспокоена тем, что до января 2008 года десятки людей могут быть осуждены на смерть по итогам несправедливых судебных процессов, причём некоторые приговоры к тому времени могут привести в исполнение. Организация призывает власти страны немедленно смягчить все вынесенные смертные приговоры и ввести мораторий на их применение.

Девятого ноября 2006 года Кыргызстан, который до того времени не применял казнь на практике, принял новую конституцию, из которой изъяты положения о высшей мере наказания. Таким образом, страна конституционно закрепила отказ от смертной казни. Со времени введения первого моратория на исполнение смертных приговоров в 1998 году казни в стране не осуществлялись. Amnesty International призывает Кыргызстан привести действующее законодательство страны в соответствие с положениями новой конституции, безотлагательно заменить все вынесенные смертные приговоры на соответствующие сроки лишения свободы, а также ратифицировать Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (Второй факультативный протокол к МПГПП), тем самым обязав правительство полностью отменить смертную казнь.

В июне 2006 года парламент Молдовы единогласно проголосовал за отмену положений Конституции, предусматривающих применение смертной казни в исключительных случаях, законодательно оформив её отмену. Два месяца спустя Молдова ратифицировала Второй факультативный протокол.

Правительствам стран СНГ необходимо обеспечить своим народам руководство, основанное на правах человека, и вести активную работу по просвещению населения в вопросе смертной казни. На сегодняшний день этого в регионе не происходит. Муниципальные власти грузинского города Батуми первыми на территории СНГ поддержали инициативу и в ноябре 2005 года провели кампанию за отмену смертной казни (дополнительную информацию см. в открытом заявлении: индекс МА: ACT 50/018/2005).

Все государства СНГ, являющиеся членами ООН и Совета Европы, могут присоединиться к соглашениям, разработанным этими организациями, которые предусматривают отмену смертной казни. Более того, в мае текущего года Азербайджан, Россия и Украина стали членами Совета ООН по правам человека и потому несут обязательство следовать высочайшим стандартам в деле укрепления и защиты прав человека.

Пять стран СНГ - Азербайджан, Эстония, Грузия, Молдова и Туркменистан - ратифицировали Второй факультативный протокол к МПГПП. Amnesty International призывает Армению и Украину, отменивших смертную казнь, ратифицировать документ, а Азербайджан - отказаться от оговорки, сделанной при его подписании.

Отказ от смертной казни является одним из ключевых условий членства в Совете Европы. Россия - единственное государство среди 46 членов Совета Европы, которое на сегодняшний день не выполнило обязательство по отмене высшей меры наказания, принятого при вступлении в организацию. Amnesty International отмечает, что 15-го ноября 2006 года Государственная дума приняла меры, которые фактически продляют действие моратория на смертные приговоры до 2010 года. Вместе с тем, организация призывает страну как можно скорее полностью отказаться от смертной казни.

Помимо Беларуси и России, единственными территориальными образованиями в сфере компетенции Совета Европы, не отменившими смертную казнь, являются международно непризнанные территории: Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика и Южная Осетия. Совет Европы заявил, что «смертная казнь на этих территориях должна быть отменена».

Совет Европы приветствовал тот факт, что менее чем через четыре года после открытия для подписания Протокола № 13 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах, его ратифицировали 36 из 46 стран-членов Совета Европы и подписали ещё восемь государств. Протокол по-прежнему не подписан только Азербайджаном и Россией.

Организация призывает правительства всех стран СНГ безотлагательно выполнить рекомендации, содержащиеся в документе ОБСЕ, принятом в октябре 2006 года, «The Death Penalty in the OSCE Area. Background Paper 2006». Как члены ОБСЕ, все государства СНГ обязались рассмотреть вопрос об отмене смертной казни.

И, наконец, Amnesty International призывает власти на территории СНГ, опираясь на достигнутые успехи, решить вопросы, которые по-прежнему вызывают озабоченность. А именно:

Неопределённость положения лиц, осуждённых на смертную казнь

По имеющимся сведениям, в Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, а также на территориях непризнанных Абхазии и Приднестровской Молдавской Республики по-прежнему выносят смертные приговоры. Amnesty International призывает власти указанных государств и территорий отказаться от вынесения новых смертных приговоров.

В настоящее время исполнения смертного приговора ожидают более 160 заключённых в Кыргызстане и, как сообщают, 28 человек в Казахстане. По официальным данным, предоставленным ОБСЕ Министерством юстиции Кыргызстана, в период с 30-го июня 2005 по 30 июня 2006 года к смертной казни приговорили шестерых человек. В 2006 году в Казахстане вынесен по крайней мере один смертный приговор.

По сведениям из источников НПО, в Узбекистане десятки заключённых содержатся в камерах смертников, причём не менее 25 из них находятся в ташкентской тюрьме. Сообщают, что в период с 1-го января по 9 ноября 2005 года в стране вынесено не менее 11 смертных приговоров. Узбекские власти не публикуют данные о смертных казнях, поэтому точное число лиц, ожидающих исполнения смертного приговора, установить невозможно. Amnesty International призывает власти страны рассекретить данные касательно высшей меры наказания в соответствии с рекомендациями Специального докладчика ООН по вопросу о произвольных, суммарных и внесудебных казнях.

Есть веские основания полагать, что в Абхазии, где, как полагают, действует фактический мораторий на смертную казнь, как минимум двое заключённых ожидают исполнения смертного приговора. Сообщалось, что в Беларуси в первой половине 2006 года не менее пяти человек приговорили к высшей мере наказания.

Совет Европы потребовал от Азербайджана прояснить положение заключённых, приговорённых к смертной казни до её отмены в 1998 году. По всей видимости, приговоры этих лиц до сих пор не смягчили, и они по-прежнему содержатся в камерах смертников.

Amnesty International призывает власти государств и территориальных образований региона смягчить приговоры заключённых, ожидающих смертной казни, заменив их на соответствующие сроки лишения свободы. Подобные меры помогут положить конец жестокому и бесчеловечному обращению с теми, кто годами ожидает исполнения смертного приговора, находясь в состоянии неопределённости относительно своей дальнейшей судьбы.

Условия содержания в камерах смертников

Amnesty international озабочена тем, что условия содержания в камерах смертников в регионе весьма далеки от соответствия международным стандартам. Полагают, что заключённых годами содержат в крайне суровых условиях. Подобное положение дел равносильно жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению. Организация призывает власти государств и территориальных образований региона привести условия содержания в камерах смертников в соответствие с международными стандартами.

Например, в Беларуси приговорённые к смерти лишены прогулок на свежем воздухе; у них в камерах круглые сутки горит свет. Как сообщалось, на территории Абхазии как минимум двое осуждённых на смерть содержатся в скудно освещённых и плохо вентилируемых камерах.

В Кыргызстане со времени ввода моратория на смертную казнь в 1998 году многие узники в камерах смертников содержатся в условиях, которые, по всеобщему признанию, в том числе Уполномоченного по правам человека, НПО и некоторых должностных лиц, являются суровыми. В интервью одной из газет в январе 2006 года бывший глава пенитенциарной системы заявил, что с момента введения моратория умерли 73 заключённых, содержавшихся в камерах смертников. Большинство погибли от туберкулёза, а также вследствие суровых условий содержания и самоубийств.

Amnesty International обеспокоена состоянием здоровья заключённых ташкентской тюрьмы, ожидающих исполнения смертного приговора в Узбекистане, а также её сотрудников, которые рискуют заразиться туберкулёзом. Организация призывает власти страны предоставить им необходимую медицинскую помощь и улучшить условия содержания в тюрьме. По сведениям НПО «Матери против смертной казни и пыток», из 25 заключённых, содержащихся в камерах смертников в Ташкенте, 20 человек, как сообщалось, больны туберкулёзом. По имеющимся данным, в тюрьме недостаточно медикаментов, в том числе лекарств, необходимых для лечения туберкулёза. Начиная с 2005 года, власти разрешили заключённым ежедневные прогулки в закрытом помещении по 20-30 минут в летнее время, и два-три раза в неделю зимой. Как сообщают источники НПО, заключённые в камерах смертников получают питание неудовлетворительного качества, к тому же родственникам не позволяют передавать им продукты и предметы личной гигиены. По имеющимся сведениям, на завтрак заключённым дают хлеб и кипяток, на обед - щи, а на ужин - овсянку. Больные туберкулёзом, возможно, получают дополнительное питание.

Завеса секретности вокруг смертной казни

Во многих странах региона меры по отмене смертной казни не включали предоставление полной информации о смертных приговорах ни широкой общественности, ни заинтересованным родственникам. Подобные действия являются нарушением международных обязательств государств, а также международно-правовых стандартов и резолюций межправительственных органов.

Например, в резолюции 1989/64, принятой 24-го мая 1989 года, Экономический и социальный совет ООН призвал государства-члены «публиковать по каждому виду правонарушений, за которые предусматривается смертная казнь, по возможности на ежегодной основе, информацию о применении смертной казни, включая число лиц, приговорённых к смертной казни, число фактических казней, число лиц, находящихся в заключении по приговору к смертной казни, число отменённых или смягчённых по апелляции приговоров к смертной казни и число случаев, когда выносилось решение о помиловании, и включать в неё данные о том, в какой степени указанные выше меры отражены в национальном законодательстве».

Другая резолюция 2005/59, принятая Комиссией ООН по правам человека 20-го апреля 2005 года, призывает все государства, не отменившие смертную казнь, «сделать доступной общественности информацию относительно вынесения смертных приговоров и любых приговоров, назначенных к исполнению» (Документ ООН № E/CN.4/2005/59 от 20 апреля 2005 г.).

Кроме того, в документе, принятом 29-го июня 1990 года на Копенгагенском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, говорится: «Государства-участники … будут предоставлять общественности информацию относительно применения смертной казни».

Amnesty International призывает власти в регионе предать огласке данные о применении смертной казни и проследить, чтобы родным казнённых предоставляли полную информацию о казни, в том числе о дате и месте приведения приговора в исполнение и о месте их захоронения. Кроме того, родственникам следует выдавать тело казнённого и его личные вещи.

#Азербайджан #Армения #Беларусь #Грузия #Казахстан #Кыргызстан #Молдова #Россия #смертная казнь #Таджикистан #Туркменистан #Узбекистан #Российская Федерация