Узбекистан: правительству следует в приоритетном порядке предпринять конкретные и действенные шаги по выполнению рекомендаций Комитета ООН против пыток

AMNESTY INTERNATIONAL

Заявление

Индекс AI: EUR 62/008/2007 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 236

7 декабря 2007 года

Amnesty International призывает правительство Узбекистана принять действенные меры по претворению в жизнь рекомендаций Комитета ООН против пыток (КПП). Двадцать третьего ноября 2007 года КПП опубликовал своё заключение и рекомендации. Эти документы стали результатом рассмотрения КПП 9 и 11 ноября третьего периодического доклада Узбекистана о соблюдении страной Конвенции ООН против пыток, а также письменных ответов Узбекистана на вопросы, сформулированные КПП на предварительной сессии в мае.

В своём заключении КПП снова выразил обеспокоенность в связи с «многочисленными, продолжающимися и последовательными заявлениями о регулярном применении пыток и других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания […]» и сожаление по поводу «отсутствия своевременных и беспристрастных расследований по таким заявлениям […]«. Эти проблемы уже давно вызывают беспокойство Amnesty International.

Необходимы более конкретные и позитивные действия, такие как введение принципа habeas corpus (судебного надзора в случае помещения под стражу) и запрет на смертную казнь (который вступит в силу 1 января 2008 года, что с удовлетворением отметил КПП). Следует без промедления принять эти меры, чтобы гарантировать права граждан Узбекистана и защитить их от произвола сотрудников правоохранительных органов и других государственных служащих.

Несмотря на то, что принятые властями законы защищают права задержанных, действующие внутри правоохранительных органов порядки позволяют сотрудникам по своему усмотрению разрешать или не разрешать задержанному встречу с выбранным им адвокатом, родственниками или медицинскими работниками. Комитет «обеспокоен тем, что эти порядки создают условия для узаконенного применения противоправных методов». Типичный пример таких нарушений, о котором уже сообщалось, - избиение во время содержания под стражей в конце ноября текущего года Ихтиора Хамроева, отбывающего трёхлетний тюремный срок за хулиганство. Другие заключённые сообщили его отцу, правозащитнику Бахрому Хамроеву, о жестоком избиении Ихтиора сотрудниками тюрьмы, а также о том, что он получил ножевые ранения при невыясненных обстоятельствах. По словам заключённых, его заперли в карцере, не оказав ему медицинской помощи. Директор тюрьмы отказывается сообщить информацию о состоянии здоровья Ихтиора Хамроева и его точном местопребывании. Он не разрешил Бахрому Хамроеву и адвокату посетить Ихтиора.

Фактическое отсутствие полностью независимой системы надзора в местах заключения вносит дополнительные трудности в расследование заявлений о жестоком обращении, подобных этому, и причиняет новые страдания родственникам. Amnesty International призывает власти страны принять все необходимые меры к тому, чтобы во всех местах заключения на практике осуществлялся мониторинг со стороны независимых национальных и международных организаций без каких-либо ограничений. Только в этом случае станет возможным проведение своевременных и беспристрастных расследований по всем сообщениям о пытках и других формах жестокого обращения.

Amnesty International поддерживает адресованный Узбекистану призыв КПП «не допускать ни малейших компромиссов в отношении сохраняющейся проблемы пыток и безнаказанности», а также «публично и категорически осудить практику пыток во всех её проявлениях». Правительство страны неоднократно заявляло, что оно принимает необходимые меры для предотвращения пыток, однако Amnesty International не известно ни об одном случае категорического и безоговорочного публичного осуждения пыток высшими органами власти Узбекистана, хотя в 2003 году Специальный докладчик ООН по вопросам, касающимся применения пыток, рекомендовал выступить с таким осуждением.

Поскольку власти Узбекистана по-прежнему отказываются разрешить проведение независимого международного расследования массовых убийств в Андижане в мае 2005 года, Amnesty International возлагает большие надежды на настоятельные рекомендации Комитета о том, что властям Узбекистана «следует принять действенные меры к […] проведению всестороннего, эффективного и беспристрастного расследования майских событий 2005 года», а также что «согласно рекомендациям Верховного комиссара ООН по правам человека и других органов, […] это расследование должны проводить заслуживающие доверия, независимые эксперты». Комитет также выразил обеспокоенность в связи с тем, что власти «создают ограничения и препятствуют независимому мониторингу ситуации с правами человека в отношении последствий этих событий, тем самым дополнительно усложняя получение надёжных и заслуживающих доверия данных о предполагаемых нарушениях, в том числе подтверждающей информации о местопребывании задержанных и/или пропавших без вести и предполагаемом применении к ним пыток и жестокого обращения».

Краткая справка

До того как КПП приступил к рассмотрению третьего периодического доклада Узбекистана, Amnesty International в письменном обращении к Комитету сообщила, что многие из проблем, на которые указывал Комитет в 2002 году после второго периодического доклада страны, всё ещё не решены и требуют срочных мер, и что многие рекомендации Комитета до сих пор не выполняются на практике.

Кроме того, Amnesty International обратила внимание Комитета на некоторые вызывающие озабоченность вопросы, связанные с событиями мая 2005 года в Андижане, когда силовые структуры открыли огонь по преимущественно мирным демонстрантам, что привело к гибели сотен людей, в том числе женщин и детей. В связи с обвинениями в причастности к андижанским событиям несколько сотен человек, в том числе правозащитники, получили длительные тюремные сроки, в подавляющем большинстве случаев - после закрытых или тайных судебных процессов.

Поступали сообщения о том, что в предварительном заключении некоторые из обвиняемых подвергались пыткам и другим формам жестокого обращения. Власти страны по-прежнему отвергают призывы о проведении независимого международного расследования событий в Андижане и настаивают на том, что два совещания экспертов под эгидой Европейского Союза, состоявшиеся в декабре 2006 и апреле 2007 года, следует считать международным расследованием. Хотя Amnesty International с одобрением встретила совещания экспертов, организация придерживается мнения, что эта инициатива не может служить заменой независимому международному расследованию событий в Андижане. Совещания экспертов не соответствовали международным стандартам эффективного, независимого и беспристрастного расследования, в том числе «Принципам эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней» ООН.

#новости #места лишения свободы #ООН #пытки и жестокое обращение #Узбекистан