ООН: Комиссия по правам человека завершила работу на неутешительной ноте - новый Совет по правам человека достоин большего

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

Заявление

Индекс МА: IOR 41/003/2006 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 079

28 марта 2006 г.

Вместо того чтобы отметить достижения Комиссии по правам человека за 60 лет работы, её члены и правительства стран-наблюдателей позволили превратить последнее заседание в пустую формальность. Несмотря на недавнюю критику в свой адрес, Комиссия и её участники - государства-члены, страны-наблюдатели, специализированные учреждения, национальные правозащитные организации, неправительственные организации (НПО), специальные процедуры и субъекты права во всём мире - не заслужили подобного отношения.

На счету Комиссии множество заслуживающих упоминания весомых достижений, которые необходимо сохранить и упрочить в работе Совета по правам человека. Однако другие аспекты деятельности Комиссии, в частности непоследовательное отношение к ситуации в отдельных странах, должны послужить новому Совету хорошим уроком.

С момента учреждения Комиссия обеспечила уникальную платформу для обсуждения прав человека на международном уровне. Ежегодные заседания Комиссии предоставили правительствам стран мира возможность объявлять о положительных инициативах в области прав человека. В последнее время к участию в заседаниях привлекались тысячи людей, в том числе высокопоставленные представители власти, лица, чьи права были нарушены, правозащитники, национальные правозащитные организации, агентства ООН, а также НПО. Необходимо сохранить возможность вести подобный международный диалог и обсуждать вопросы прав человека, вероятное всего, в рамках основного заседания Совета по правам человека.

Основной задачей и главным достижением Комиссии стала разработка правозащитных соглашений и норм. За минувшие 60 лет Комиссия создала устойчивую юридическую и нормативную систему защиты прав человека на международном уровне. Одной из основных задач, стоящих перед новым Советом, является разработка механизмов надзора за соблюдением норм в области прав человека и оказание помощи странам-участницам Совета в выполнении этой важнейшей задачи.

Комиссия стала выразителем мнения ООН по вопросам о правах человека, пусть и не всегда последовательного. В своих докладах и резолюциях Комиссия выражала обеспокоенность и намерения международного сообщества в отношении как отдельных стран, так и проблем общего характера. Международное внимание со стороны Комиссии в целом ряде случаев способствовало улучшению ситуации в области прав человека в различных странах. Доказательством тому служит опыт борьбы с апартеидом в ЮАР и военными диктатурами в Латинской Америке. Однако мы стали свидетелями и того, как членам Комиссии зачастую недоставало политической воли для эффективных - или каких бы то ни было вообще - действий в ответ на представленные им доказательства совершения грубых и систематических нарушений прав человека.

Другим важным наследием Комиссии стала система «специальных процедур». Процедуры играют критическую роль в процессе реализации международных норм в области прав человека. Они обеспечивают объективную и независимую оценку степени соблюдения прав человека в странах и территориальных образованиях и предлагают рекомендации по усилению мер в области защиты прав человека на национальном и международном уровнях. Специальные процедуры незамедлительно реагировали на утверждения о злоупотреблениях в отношении отдельных граждан и групп лиц в разных регионах мира, а также выполняли крайне важную функцию раннего предупреждения - зачастую распознавая зарождающиеся проблемы в области прав человека прежде, чем те успевали оформиться в широкомасштабный кризис. Необходимо подкрепить деятельность системы специальных процедур в работе Совета по правам человека. Вся деятельность Совета должна строиться на основе профессиональной компетенции процедур, а также других экспертных правозащитных органов ООН.

Программа действий Комиссии включает весь спектр гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав, в том числе право на развитие. В последнее время Комиссия стала отказываться от различий, искусственно возводимых между категориями прав, и начала уделять равное внимание экономическим, социальным и культурным правам, учредив специальные процедуры по некоторым из этих прав, а также Рабочую группу по разработке факультативного протокола по взаимодействию к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Учитывая особые требования в рамках конкретных прав, Совет, тем не менее, должен основывать свои действия на принципе универсальности и неделимости всех прав человека.

За многие годы программа Комиссии разрослась и стала чрезвычайно загруженной, обсуждение отдельных тем зачастую шло отрывочно. Крайне важно разработать план действий Совета, исходя из общей структуры работы, что позволит вести более жёсткие дискуссии и принимать эффективные меры.

В прошлом уникальный вклад НПО и общественных организаций в работу Комиссии неоднократно удостаивался официального признания. Каждый год представители сотен НПО приезжали в Женеву, чтобы довести до сведения Комиссии положение дел во всех уголках мира. Они представляли интересы тех, чьи права были нарушены, и заставляли правительства заниматься решением проблем, которые иначе были бы пущены на самотёк. Существенный вклад этих организаций не так давно был отмечен в докладе Группы видных деятелей Генерального секретаря для анализа взаимоотношений между гражданским обществом и ООН, а также в докладе Генерального секретаря ООН, озаглавленном «При большей свободе». «Международная Амнистия» полагает, что участие НПО должно вносить весомый вклад во все аспекты работы Совета, включая его новые процедуры - например, функцию коллегиального обзора.

В последнее время, как впрочем, и в течение всего срока работы Комиссии, часто говорили о её недостатках. Поэтому необходимо приложить все возможные усилия к тому, чтобы помочь Совету избежать ошибок, подобных тем, которые совершала Комиссия. На всём протяжении существования Комиссии политика силы и двойные стандарты как вместе, так и по отдельности не позволяли ей решать - а иногда и просто обсуждать - происходящие во многих странах повсеместные грубые нарушения прав человека. Совет обязан способствовать росту уважения ко всем правам и основным свободам человека во всех странах мира вне зависимости от политических соображений. Положение о коллегиальном обзоре весьма перспективно, однако его ещё только предстоит реализовать. Кроме того, механизм коллегиального обзора не является панацеей - Совет должен по-прежнему заниматься решением конкретных проблем вне рамок этого механизма, когда серьёзная ситуация требует безотлагательного вмешательства. Также в работе Совета по правам человека необходимо избавиться от процессуальных уловок - таких, как ходатайства о «бездействии» и «перерыве в прениях», - которые некоторые правительства применяют для сдерживания действий в отношении определенной страны.

«Международная Амнистия» сожалеет, что на последнем заседании Комиссии по правам человека была упущена чрезвычайно важная возможность. Деятельность Комиссии началась с составления и принятия Всеобщей декларации прав человека, и было бы крайне уместно завершить её работу принятием двух новых документов: проекта Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и проекта Декларации о правах коренных народов. Оба этих документа были готовы к рассмотрению и принятию Комиссией, а также к дальнейшей передаче их в Экономический и Социальный Совет и Генеральную Ассамблею ООН.

Несмотря на три недели напряжённых обсуждений и переговоров, правительства пришли к плачевному результату. На этапе подготовки к последнему заседанию Комиссии региональные группы отказались от открытой дискуссии, в результате в ходе переговоров в отчаянной попытке избежать противоречий и достичь какого-либо согласия участники вынуждены были прийти к наименьшему «общему знаменателю». Если из данной ситуации не будет извлечён урок и отношение к диалогу не изменится, Совет по правам человека могут ожидать подобные трудности.

Безусловно, после прекращения работы Комиссии взгляд правительств стран мира и НПО должен быть обращён в будущее - на Совет по правам человека. Правительства, продемонстрировавшие неспособность работать в духе открытости, которая бы позволила Комиссии завершить свою работу на достойной ноте, при подготовке к первому заседанию Совета по правам человека обязаны приложить все усилия к тому, чтобы преодолеть беспомощность, сопровождавшую подготовку к последнему заседанию Комиссии. В противном случае это бросит тень не на работу Совета в целом, а на их усилия по содействию защите прав человека. Правительства не смогут построить сильный и действенный Совет по правам человека, избегая противоречий и работая от наименьшего «общего знаменателя» - сперва внутри каждой региональной группы, а затем на межрегиональном уровне.

Уже на первом заседании Совет по правам человека должен быть готов приступить к обсуждению вопросов содействия и защиты прав человека по существу. Правительства должны подготовиться к проведению содержательного первого заседания Совета, на котором в Генеральную Ассамблею будет направлен проект Международной конвенции о защите всех лиц от насильственных исчезновений и проект Декларации о правах коренных народов. Правительства также должны подготовить содержательную дискуссию и план действий Совета по докладам специальных процедур, рабочих групп, Верховного комиссара по правам человека и Генерального секретаря ООН.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции, учреждающей Совет по правам человека, является воистину историческим решением. Непосредственной задачей теперь должно стать избрание искренне приверженных продвижению и содействию защите прав человека членов Совета. Многое будет зависеть от дальновидности, лидерских качеств и наличия политической воли у первых членов Совета. Для того чтобы полностью раскрыть заложенный в Совете потенциал, необходимо определить методы его работы, а также механизмы и процедуры, которые позволят ему стать правозащитным органом, способным эффективно и взвешенно подходить к решению вопросов защиты прав человека во всех странах мира. Это именно то, чего достойны субъекты права - как сейчас, так и в будущем.

#гражданское общество #новости #ООН