Грузия: пытки и жестокое обращение по-прежнему являются предметом озабоченности после Революции роз. Краткое изложение

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

БРИФИНГ ДЛЯ СМИ

Индекс МА: EUR 56/001/2006 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 017

2 февраля 2006 г.

Правительство, возглавившее государство после «Революции роз» в ноябре 2003 года, унаследовало систему, для которой были характерны пытки и жестокое обращение с задержанными, и при которой виновники чаще всего оставались безнаказанными. И хотя с тех пор правительство приняло некоторые существенные меры, для искоренения пыток и жестокого обращения в стране предстоит ещё немало сделать.

Начиная с 2004 года, грузинские власти предприняли некоторые шаги по решению проблемы пыток и жестокого обращения; не менее 10 преступников уже отбывают различные сроки лишения свободы. Так, были внесены поправки в действующее законодательство, усилен надзор за местами содержания под стражей, находящимися в ведении Министерства внутренних дел. В частности, наблюдение осуществляет аппарат Общественного защитника Грузии (омбудсмена).

Тем не менее, в «Международную Амнистию» по-прежнему поступают сообщения о пытках и жестоком обращении. Назвать точное количество потерпевших затруднительно из-за отсутствия подробной и заслуживающей доверия статистики. Среди жертв - мужчины, женщины и дети.

В докладе описаны многие случаи, произошедшие уже после «Революции роз», в которых потерпевшие свидетельствовали, что к ним применялись следующие виды жестокого обращения: их пытали электрическим током; им надевали на голову полиэтиленовые пакеты; подвешивали на перекладине между двумя столами; прижигали сигаретами или пламенем свечи; им вставляли в рот ствол пистолета и угрожали выстрелить; грозили, что их родственников изобьют; затыкали рот куском ткани, чтобы они не смогли закричать; избивали резиновыми палками, прикладами автоматов и ногами.

В адрес «Международной Амнистии» поступило множество сообщений о том, что сотрудники особого отдела полиции (Специального оперативного департамента) жестоко обращались с подозреваемыми и задержанными. Во многих случаях они скрывали свои лица под масками. На этом фоне особое беспокойство «Международной Амнистии» вызывает то обстоятельство, что сотрудникам специального департамента разрешено не носить индивидуальные опознавательные жетоны, введённые в полиции с ноября 2005 года. Сотрудникам правоохранительных органов следует использовать маски и другие средства сокрытия внешности лишь в чрезвычайных случаях, например, если это необходимо для обеспечения их личной безопасности или имеются другие существенные причины. В таких случаях особенно важно иметь возможность установить личность того или иного сотрудника с помощью таких средств, как уникальный личный номер.

Сведения, представленные в докладе «Международной Амнистии» «Грузия: пытки и жестокое обращение по-прежнему являются предметом озабоченности после “Революции роз”», преимущественно взяты из интервью и материалов, собранных в 2004 и 2005 годах в ходе трёх исследовательских поездок в города Тбилиси и Зугдиди. Информацию предоставляли, в том числе, официальные лица и сотрудники Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Совета национальной безопасности, аппарата Народного защитника (омбудсмена), представители межправительственных организаций (МПО), неправительственных организаций (НПО), юристы, журналисты и независимые эксперты. Кроме того, представители «Международной Амнистии» побывали в следственных изоляторах №1 г. Тбилиси и №4 г. Зугдиди, где беседовали с несколькими подследственными, утверждавшими, что к ним применялись пытки и жестокое обращение.

ПЫТКИ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ: НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Жестокое обращение - термин, которым описывают такие способы обращения как физическое или психическое насилие, заточение в тёмной камере, неудовлетворение основных потребностей задержанных, и другие формы злоупотреблений. Пытки - крайняя форма жестокого обращения, отличающаяся намеренной суровостью. Не всегда возможно провести чёткую грань между злоупотреблением, эквивалентным пытке, и злоупотреблением, которое может быть приравнено к жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.

Некоторые случаи, освещённые в докладе «Международной Амнистии», настолько серьёзны, что, безусловно, относятся к пыткам. К примеру, по сообщениям, Гено Кулаву подвесили на перекладину между двумя столами, избили дубинками и ногами, затем бросили на пол и стали прижигать предплечье пламенем свечи. Однако, независимо от определения, все виды пыток и жестокого обращения безоговорочно запрещены международным правом в области прав человека. Запрет введён многочисленными соглашениями и другими правовыми инструментами, включая международное обычное право, которое действует во всех государствах - независимо от того, являются ли они участниками тех или иных соглашений, в которых содержится данный запрет.

МНОГОЕ ПРЕДСТОИТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ИСКОРЕНЕНИЯ ПЫТОК И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Предавать гласности факты

Для того чтобы система искоренения пыток и жестокого обращения работала эффективно, следует сделать особый упор на устранении препятствий, которые мешают потерпевшим жаловаться на жестокое обращение со стороны полиции с тем, чтобы все инциденты расследовались должным образом.

«Международная Амнистия» отмечает, что некоторые государственные органы - например, департамент по правам человека и мониторингу при Министерстве внутренних дел, а также офис омбудсмена - приложили значительные усилия к выявлению случаев пыток и жестокого обращения.

Кроме того, в августе 2005 года Грузия присоединилась к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток (ФПКПП), предусматривающему учреждение странами-участницами внутригосударственных механизмов мониторинга для предотвращения пыток и иных видов жестокого обращения. Крайне важно, чтобы любой механизм такого рода обладал независимостью, и чтобы особое внимание уделялось как отбору наблюдателей, так и их подготовке. Процедура отбора членов наблюдательных механизмов должна быть прозрачной; наблюдатели должны обладать соответствующими навыками и профессиональными знаниями, а также независимостью.

До сих пор не устранены серьёзные препятствия, мешающие выявлению всех случаев пыток и жестокого обращения. Уровень мониторинга в регионах страны по сравнению с Тбилиси всё ещё низок. «Международная Амнистия» считает маловероятным, что такой мониторинг мог существенно повлиять на обстановку за пределами столицы. Кроме того, имеются явные признаки того, что сотрудники полиции по-прежнему скрывают многие факты жестокого обращения, а задержанные зачастую боятся подавать жалобы и предпочитают не называть имена своих обидчиков, опасаясь возможных репрессий.

Согласно данным, которые «Международной Амнистии» предоставил Департамент МВД по правам человека и мониторингу (по району Самегрело-Земо Сванетии), за период с 1-го по 27-е апреля 2005 года задержанные ни разу не подавали жалоб на жестокое обращение со стороны полиции. Мераб Гергая, начальник краевого управления полиции Самгрело-Земо Сванетии, сообщил «Международной Амнистии» в мае 2005 года, что с тех пор, как он вступил в эту должность в декабре 2004 года, «ни одной жалобы о пытках или жестоком обращении не поступало». Его заместитель Тимур Саджая сообщил, что в течение целого года во всём районе не зафиксировано ни одного сообщения о пытках или жестоком обращении.

Тем не менее, «Международной Амнистии» стало известно о нескольких случаях, произошедших в 2004 и 2005 гг. в районе Самгрело-Земо Сванетии, когда, по имеющейся информации, к задержанным применялись пытки и жестокое обращение. Органам власти сообщали об этих случаях юристы, представители омбудсмена либо местных правозащитных организаций. В мае 2005 года судебно-медицинский эксперт, проработавший в Зугдиди 32 года, заявил «Международной Амнистии», что регулярно обследовал людей с телесными повреждениями, которые могли быть вызваны пытками или жестоким обращением. Такие случаи свидетельствуют о том, что полиция, скорее всего, и по сей день не регистрирует сообщения о применении пыток и жестокого обращения, и не даёт таким делам хода.

Вахтанг Гучуа рассказал, что в ночь на 18 апреля к нему в дом явились приблизительно 15 полицейских, из которых только один был без маски, чтобы задержать его. Гучуа сказал, что его доставили в здание специального подразделения полиции на улице Кедиа в г. Зугдиди, где подвергли жестокому обращению, примерно с четырёх до восьми часов утра. «Они избивали меня - руками, ногами и прикладами. Большую часть времени я лежал на полу. Они собирались надеть мне на голову полиэтиленовый пакет, но я умолял их не делать этого, потому что у меня большие проблемы с легкими, и они не стали», - сказал Гучуа «Международной Амнистии». По его словам, полицейские хотели, чтобы он «сознался» в убийстве в июне 2002 года Джамаля Нарманиа, бывшего чиновника местной администрации.

До тех пор, пока все жалобы не начнут незамедлительно, тщательно и беспристрастно расследоваться, а преступников не станут отдавать под суд, потерпевшие - с полным на то основанием - будут опасаться жаловаться.

Правовые гарантии и правоприменительная практика

Действующее законодательство Грузии содержит ряд существенных гарантий недопущения пыток и жестокого обращения, а правительство приняло некоторые важные меры с целью усилить законодательство, защищающее задержанных от злоупотреблений со стороны сотрудников полиции.

Тем не менее, «Международная Амнистия» неоднократно получила сообщения, из которых следовало, что правовые гарантии на практике реализуются не в полном объёме. Результаты мониторинга аппаратом омбудсмена отделений полиции и мест предварительного заключения выявили следующую картину. Из опрошенных омбудсменом и его сотрудниками в августе 2005 года в Тбилиси лиц, 31-му задержанному не были разъяснены права подозреваемого, 26-ти не сообщили о том, что они имеют право на помощь адвоката, 29-ти не было сказано о праве хранить молчание, и ещё 20-ти не дали экземпляр брошюры с перечнем прав задержанных. Кроме того, были ущемлены права родственников, которых необходимо извещать о факте задержания.

Зураба Дапквиашвили задержали 4 октября 2005 года в 12:30 в квартире его знакомого, расположенной в тбилисском районе Сабуртало, по обвинению в хранении наркотиков. Родственники Дапквиашвили рассказали «Международной Амнистии» в октябре 2005 года, что, хотя он и просил полицейских уведомить его близких о факте задержания, им стало известно об этом лишь около полуночи от соседей. Соседи рассказали им, что об аресте Дапквиашвили передавали по телеканалу «Рустави-2». «Мы не имели понятия, где его держат. И лишь когда на следующий день к нам дом приехал с обыском следователь, мы узнали, что Зураба посадили в камеру в здании МВД на улице Важа Пшавела», - сказал один из его родственников.

Согласно УПК Грузии, следователь или прокурор обязан уведомить семью задержанного о факте ареста в течение пяти часов, а если тот несовершеннолетний - в течение трёх часов. Европейский Комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) считает, что право задержанного на уведомление близкого родственника (либо третьего лица по выбору) о факте задержания является одним из «базовых механизмов» защиты задержанного от жестокого обращения.

Некоторые поправки, внесённые в законодательство после «Революции роз» - такие как возможность заключения сделки между обвинением и защитой о признании вины в меньшем преступлении в обмен на снятие более тяжких обвинений - также критиковались адвокатами и правозащитниками. По их мнению, такие поправки повышали риск того, что задержанные могут подвергнуться пыткам или иному жестокому обращению со стороны сотрудников правоохранительных органов. Власти приняли некоторые законодательные меры с учётом высказанных замечаний, и «Международная Амнистия» будет внимательно следить за развитием событий.

Обеспечение соблюдения правовых гарантий крайне важно для эффективного предотвращения пыток и жестокого обращения. Поэтому исключительно важно, чтобы власти незамедлительно и беспристрастно расследовали все сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов действовали в обход установленных законом процедур; заявления о причастности сотрудников полиции, прокуратуры или судей к сокрытию случаев применения пыток или жестокого обращения; заявления о бездействии должностных лиц, не проверивших сообщения о жестоком обращении либо не отреагировавших на них должным образом.

Привлечение виновных к судебной ответственности

Привлечение виновных к судебной ответственности - важнейшее условие искоренения пыток и других видов жестокого обращения.

Принимаемые правительством меры по привлечению к ответственности преступников в некоторых областях принесли видимые результаты. Наиболее существенный пример - тюремное заключение ряда сотрудников полиции по приговору суда. Важно, чтобы власти регулярно информировали общественность о том, что полицейских преследуют в уголовном порядке за пытки и жестокое обращение. Гласность может подтолкнуть потерпевших к подаче жалобы и восстановлению справедливости. Кроме того, зачастую это оказывает сдерживающий эффект на других полицейских.

Тем не менее, безнаказанность лиц, применяющих пытки и жестокое обращение, продолжает оставаться большой проблемой. «Международная Амнистия» обеспокоена тем, что прокуратура систематически не расследовала заявления о потенциальных случаях применения пыток и жестокого обращения. Десятки раз, когда уголовные дела всё же возбуждались, виновники избегали судебной ответственности.

В Грузии сообщения о пытках зачастую расследовались пристрастно; на ход следствия влияли конфликты интересов разных прокурорских работников. По сообщениям, в ряде случаев работники прокуратуры оказались и сами причастны к пыткам и жестокому обращению. Нередко следствие начиналось с запозданием и проводилось халатно. «Международной Амнистии» стало известно о нескольких случаях, когда по факту сообщения о пытках следствие либо проводилось поверхностно, либо вовсе не проводилось.

Полиция задержала Александра Мхеидзе, 27-летнего архитектора, 6 апреля 2005 года в селе Цкнети (окрестности Тбилиси). Мхеидзе рассказал, что по дороге в здание МВД его били и пинали; в самом здании избиение якобы продолжилось. В тот же день его перевели в изолятор временного содержания (ИВС) №1 г. Тбилиси. Врач, обследовавший его после поступления в изолятор, отметил жалобы Мхеидзе на жестокое обращение со стороны полицейских, но признал его «здоровым». Спустя всего два дня, после перевода в следственный изолятор №1 в г. Тбилиси, Мхеидзе обследовали повторно. В СИЗО врач обнаружил у него тёмно-синий кровоподтёк на правой голени, царапину на правой руке, покрытую тёмно-красной коростой, и потемневшую сине-жёлтую гематому на внутренней поверхности правого бедра в области паха. Врач рассказал, что Мхеидзе жаловался на головную боль, боль в шее и позвоночнике, заявляя, что эти травмы ему нанесли полицейские в селе Цкнети. Это заключение было подтверждено судебно-медицинской экспертизой две недели спустя.

Крайне важно, чтобы орган, расследующий сообщения о пытках и жестоком обращении, был независим в своей деятельности. Сотрудники должны быть компетентными и беспристрастными в своих оценках; они должны получать всю необходимую для расследования информацию.

Чтобы покончить с безнаказанностью за пытки и жестокое обращение в Грузии, нужна кардинальная реформа старой системы, при которой безнаказанность процветала. Необходимо оперативно, тщательно и беспристрастно расследовать все сообщения о пытках и жестоком обращении; следственный орган должен быть независим от предполагаемых виновников. Компетенцию, методы и результаты расследований необходимо делать достоянием общественности. Всех сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в применении пыток или других видов жестокого обращения, следует отстранять от службы на время расследования. Потерпевшим, свидетелям и другим лицам, находящимся в опасности, необходимо предоставлять защиту от запугивания и репрессий.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЛАСТЯМ ГРУЗИИ

«Международная Амнистия» рекомендует грузинским властям относиться к проблеме искоренения пыток и жестокого обращения как к одной из важнейших задач на повестке дня. Властям Грузии следует незамедлительно и в полной мере последовать рекомендациям Специального докладчика по вопросам пыток, а также других межправительственных правозащитных органов. Кроме того, «Международная Амнистия» призывает власти Грузии:

  • Учредить независимый орган для проверки хода расследований, проводимых сотрудниками правооxранительныx органов по фактам сообщений о пыткаx и жестокого обращения, а также судебныx разбирательств таких дел. Надзорный орган следует наделить полномочиями представлять итоги проверки и рекомендации соответствующим органам власти, а также публиковать свои доклады для ознакомления широкой общественностью.
  • Незамедлительно расследовать все случаи, когда на теле задержанного имеются видимые телесные повреждения и (или) когда задержанный утверждает, что подвергся пыткам либо жестокому обращению.
  • Уделить особое внимание пресечению пыток и жестокого обращения вне столицы Грузии (Тбилиси) - в регионах.
  • Проводить срочные медицинские освидетельствования во всеx случаяx, связанныx с заявлениями о пыткаx или жестоком обращении (включая воздействие, преимущественно, на психику задержанного).
  • Обязать всех работников правоохранительных органов - включая сотрудников специальныx полицейскиx подразделений - всегда носить индивидуальные опознавательные номера при проведении арестов, посещении мест содержания под стражей и лишения свободы, а также во время встреч с задержанными и заключенными.
  • Запретить использование масок или другиx средств сокрытия личности. Исключения возможны только в тех случаях, когда подобные меры необходимы для личной безопасности сотрудников правоохранительных органов.
  • При учреждении внутригосударственного механизма (-ов) по предотвращению пыток выполнять все требования Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Обеспечить функциональную независимость данного механизма, проконтролировать, что его сотрудники обладают должными навыками и компетенцией, обеспечить их независимость и прозрачность механизма набора кадров.

См. также:

#Грузия #новости #полиция #пытки и жестокое обращение