Турция: сознательный отказчик от военной службы Мехмет Тархан является узником совести и должен быть немедленно освобождён!

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс МА: EUR 44/036/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 338

9 декабря 2005 г.

«Международная Амнистия» крайне обеспокоена состоянием здоровья и безопасностью 27-летнего Мехмета Тархана, сознательного отказчика от военной службы. В настоящее время он отбывает четырёхлетний срок заключения в военной тюрьме г. Сиваса по двум обвинениям в неповиновении после отказа пройти военную службу. По имеющимся сведениям, во время заключения Мехмет Тархан подвергся чрезвычайно жестокому обращению. Кроме того, сейчас ему, возможно, грозит принудительное медицинское обследование, которое может быть приравнено к жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению, а также нарушению его права на неприкосновенность частной жизни. «Международная Амнистия» считает Мехмета Тархана узником совести и требует его немедленного и безоговорочного освобождения.

Впервые Мехмет Тархан объявил о своём сознательном отказе от военной службы 27 октября 2001 года. На пресс-конференции в г. Анкаре он сказал: «Я осуждаю любой вид насилия и полагаю, что поддержка или потворствование насилию лишь приведут к новому его витку, и каждый будет нести ответственность за последствия. Я считаю, что войны, которые развязывают государства в борьбе за перераспределение власти, в первую очередь, являются нарушением права на жизнь. Нарушение права на жизнь - это преступление против человечности, и никакие международные соглашения или законы не могут его оправдать, несмотря ни на какие обоснования. Поэтому я заявляю, что ни при каких обстоятельствах не стану исполнителем подобного преступления. Я не стану служить никакой военной машине».

Следуя своим убеждениям, Мехмет Тархан продолжил свою активную антивоенную деятельность. 27 октября 2004 года он снова публично заявил о сознательном отказе от военной службы. Впервые его задержали 8 апреля 2005 года в г. Измире и доставили в военную часть г. Токат после того, как Мехмет Тархан отказался подчиниться военному приказу. В итоге с 11-го апреля по 10-го июня он пробыл в военной тюрьме г. Сиваса. По имеющейся информации, Тархан подвергся жестоким побоям, и во время пребывания в тюрьме неоднократно получал смертельные угрозы со стороны других заключенных. Когда Мехмет Тархан сообщил тюремным властям об этих злоупотреблениях, те не предприняли никаких срочных мер по обеспечению его безопасности, и, по сообщениям, злоупотребления продолжились. После того, как адвокат Тархана узнала об этих злоупотреблениях, она поставила перед тюремной администрацией вопрос о его безопасности, что, в конечном счете, заставило власти вмешаться.

Сознательный отказ от военной службы не признается законодательством Турции. В отношении Мехмета Тархана возбудили уголовное дело по статье 88 Военно-уголовного кодекса Турции по обвинению в неповиновении. Это обвинение предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трёх месяцев до пяти лет. На слушании дела 26 мая 2005 года наблюдатели отметили наличие следов ушибов на теле Мехмета Тархана и его неспособность нормально передвигаться. В судебном процессе был объявлен перерыв, последнее слушание прошло 9-го июня. Наблюдатели отметили, что Мехмет Тархан казался очень истощенным. Он объявил голодовку ещё 26-го мая. Военный прокурор согласился освободить Мехмета Тархана на том основании, что два месяца заключения как раз составляют тот срок, который Тархан должен был отбыть в случае признания его виновным. Однако после освобождения Мехмета Тархана снова призвали в армию, и он снова отказался от военной службы. Его арестовали и содержали в военной тюрьме г. Сиваса до 10-го августа, когда состоялся суд, решением которого Тархана приговорили к лишению свободы сроком на два года по каждому обвинению в неповиновении (в общей сложности на четыре года).

«Международной Амнистии» стало известно, что 30 сентября 2005 года тюремный служащий в сопровождении, по меньшей мере, трёх охранников принудительно обрил волосы и бороду Мехмета Тархана, которого в это время удерживали не менее семи человек. По сообщениям, после данного инцидента Мехмет Тархан стал испытывать сильную боль в шее, кистях рук, левом предплечье и левой ноге, и не мог полностью поворачивать голову. Кроме того, по сообщению наблюдателей, руки и ноги его были покрыты синяками. Сообщается, что 1 октября 2005 года Мехмета Тархана против воли перевели в военную больницу, где его обследовали два военных врача. Однако по результатам предположительно поверхностного обследования (которое, насколько известно, длилось 10 минут), в медицинском заключении было указано, что никаких следов побоев на теле Тархана не обнаружено, после чего его отправили обратно в военную тюрьму. Такое обследование явно противоречит Стамбульскому протоколу, согласно которому медицинское освидетельствование должно быть доскональными и выполняться гражданскими врачами. После этого инцидента Мехмет Тархан начал вторую голодовку в знак протеста против жестокого обращения со стороны тюремных властей, и против тесных и антисанитарных условий содержания. По поступившим сообщениям, узника держали в маленькой, грязной камере без окон, а иногда и в одиночной камере. В течение 15 дней ему отказывали в праве на телефонные звонки, получении писем и материалов для чтения, а также в праве на свидания с посетителями.

«Международная Амнистия» полагает, что факт привлечения Мехмета Тархана к суду и присуждения ему двух сроков лишения свободы за неповиновение является нарушением параграфа 7 Статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) - участником которого является Турция - гласящего, что «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осуждён или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны». Рабочая группа ООН по вопросу о произвольных задержаниях в своём Мнении №36/1999 об аналогичном случае сознательного отказчика от военной службы, гражданина Турции Османа Мурата Улке, признала, что его неоднократный отказ от военной службы представляет собой «одно и то же действие, влекущее за собой те же последствия - следовательно, преступление является одним и тем же, а не новым».

По последним сведениям о деле Мехмета Тархана, 2 ноября 2005 года апелляционный суд по военным делам отменил приговор о лишении Мехмета Тархана свободы сроком на четыре года, вынесенный по двум обвинениям в неповиновении 10 августа 2005 года, и вернул дело на доследование в военный суд г. Сиваса. Главной причиной данного решения была несоразмерно высокая, и поэтому несправедливая, мера наказания. Однако в окончательном письменном решении апелляционного суда отмена приговора была приписана тому, что гомосексуализм Мехмета Тархана (основание для признания его «непригодным к военной службе») не был установлен посредством «надлежащей медицинской экспертизы».

«Международная Амнистия» чрезвычайно обеспокоена трактовкой решения суда, вследствие которой Мехмет Тархан может подвергнуться инвазивному медицинскому обследованию, которое равнозначно жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Гомосексуализм не является основанием отказа Мехмета Тархана от военной службы - его отказ основан на убеждениях совести. На судебном процессе в августе 2004 года он заявил: «Поскольку я считаю важным вести гуманную жизнь, и полагаю необходимым предварительным условием этого гуманную жизнь всех людей, я заявляю ещё раз, что никогда не буду подчиняться приказам, и никогда не буду их отдавать. Полагаю, что дискриминация и насилие являются преступлениями против человечности, и во избежание совершения этого преступления я не намерен быть частью вооруженных сил - основанного на иерархии аппарата насилия, сообщающего подобную иерархическую конструкцию всему обществу. Я не намерен повиноваться, и отказываюсь становиться машиной для убийств, сеющей смерть и разрушения».

«Международная Амнистия» обеспокоена тем, что, заостряя внимание на сексуальной ориентации Мехмета Тархана, турецкие власти уходят от более широкой, не признанной в Турции проблемы - сознательного отказа от военной службы по убеждениям. В действительности, если бы Мехмет Тархан должен был «доказать» свою гомосексуальность - предоставив турецким властям фотографические свидетельства своей сексуальной ориентации или подвергшись анальному исследованию - он был бы признан «непригодным к военной службе», и обвинения с него были бы сняты. Однако Мехмет Тархан остаётся в тюрьме, и «Международная Амнистия» продолжает считать его узником совести.

По решению апелляционного суда по военным делам дело было возвращено в военный суд г. Сиваса, который примет решение о дальнейших действиях. Если суд последует предложению апелляционного суда по военным делам, Мехмета Тархана, возможно, переведут в военный госпиталь для медицинского освидетельствования. Слушание запланировано на 15 декабря 2005 года. В свете травм, полученных, по свидетельствам, Мехметом Тарханом, когда ему насильственно обрили волосы и бороду, «Международная Амнистия» крайне обеспокоена его физической и умственной неприкосновенностью в том случае, если ему придётся пройти принудительное анальное исследование. В соответствии с используемым вооружёнными силами Турции Диагностическим и статистическим руководством по психическим болезням (DSM II), разработанным в 1968 году, гомосексуализм определяется как психосексуальное нарушение, а имеющие это «заболевание» люди признаются «непригодными к службе». В отличие от этого медицинское сообщество использует Диагностическое и статистическое руководство IV, датируемое 2000 годом и не причисляющее гомосексуализм к психическим болезням. «Международная Амнистия» полагает, что сексуальную ориентацию невозможно определить посредством медицинского обследования или фотографических свидетельств сексуальной активности. «Международная Амнистия» также считает неэтичным для врача проведение инвазивного обследования без согласия пациента в отсутствие непреодолимых оснований (например, серьёзной опасности для жизни пациента или других людей). «Международная Амнистия» будет считать любое подобное обследование жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением. Кроме того, «Международная Амнистия» полагает, что подобное обследование являлось бы нарушением права Мехмета Тархана на неприкосновенность частной жизни, гарантируемого Статьей 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, государством-участником которого является Турция.

Насколько известно, 2 ноября 2005 года Мехмет Тархан прекратил 34-дневную голодовку, после того как были удовлетворены его требования о возбуждении уголовного дела в отношении тех, кто насильственно удерживал и обрил его, а также требования о равном обращении с другими заключенными. В результате расследования событий, происходивших с 11-го мая по 10-е июня 2005 года в военной тюрьме г. Сиваса, о которых сообщает Мехмет Тархан, двум тюремным служащим предъявлены обвинения в неправомерных действиях, а двоих сокамерников Мехмета Тархана обвинили в грабеже и вымогательстве. Слушание дела будет проходить 29 декабря 2005 года в военном суде г. Сиваса.

В Турции все мужчины в возрасте от 19 до 40 лет обязаны пройти 15-месячную военную службу. «Международная Амнистия» выражает серьёзную обеспокоенность в связи с тем, что власти Турции юридически не признают право на сознательный отказ от военной службы, а также в связи с отсутствием условий для прохождения сознательными отказчиками альтернативной гражданской службы. Международные стандарты в области прав человека признают право на сознательный отказ от военной службы. В Рекомендации № R (87) 8 Комитета министров государств-членов Совета Европы от 9 апреля 1987 года относительно сознательного отказа от военной службы сказано, что «любой подлежащий призыву на воинскую службу человек, который по причинам глубоких убеждений совести отказывается участвовать в действиях, связанных с использованием оружия, должен иметь право быть освобожденным от обязанности выполнять такую службу… Такие люди могут выполнять альтернативную службу». В последние годы в Турции было небольшое количество сознательных отказчиков, публично заявлявших об их отказе служить. Обычно они подвергаются уголовному преследованию.

«Международная Амнистия» признаёт сознательным отказчиком от военной службы любого человека, который отказывается проходить службу в рядах вооружённых сил, либо иным образом (прямо или косвенно) участвовать в войнах или вооружённых конфликтах, по зову своей совести или на основе глубоких моральных убеждений. Под это определение подпадает отказ от участия в войне по причине несогласия с её целями или способом ведения боевых действий, даже если военнослужащий не возражает против участия в других войнах. Далее, «Международная Амнистия» считает отказчика узником совести, если его задержали или посадили в тюрьму, лишив тем самым, либо отказав в праве официально выразить свой отказ от несения воинской службы либо в праве прохождения подлинно гражданской альтернативной службы. Людей, самовольно покинувших расположение части и лишённых за это свободы, организация также признает узниками совести, при условии, что движущим мотивом этого поступка являются моральные убеждения, и что они предприняли разумные меры по освобождению от несения службы в установленном законом порядке.

«Международная Амнистия» хотела бы воспользоваться возможностью и 9 декабря 2005 года, выбранного Международным днем действий в поддержку Мехмета Тархана, призвать турецкие власти принять следующие меры в подтверждение взятых на себя международных и внутренних правовых обязательств:

  • немедленно и безоговорочно освободить Мехмета Тархана;
  • гарантировать, что Мехмет Тархан не подвергнется принудительному медицинскому обследованию;
  • признать, что сексуальная ориентация человека не может быть определена с помощью фотографических «свидетельств» или медицинского обследования;
  • немедленно прекратить практику привлечения людей к судебной ответственности более одного раза за одно и то же преступление;
  • признать право на отказ от воинской службы по убеждениям совести;
  • установить для тех, кто отказывается от воинской службы, альтернативную гражданскую службу, не являющуюся дискриминационной или карательной по продолжительности.

#новости #сознательные отказчики #Турция #узники совести