ООН: правительства должны без промедления приступить к реализации обязательств по защите прав человека, закреплённых в итоговом документе Всемирного саммита ООН -2005

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс МА: IOR 41/062/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 258

26 сентября 2005 года

«Международная Амнистия» приветствует решение государств-членов ООН принять Итоговый документ Всемирного саммита ООН - 2005, который недвусмысленно свидетельствует, что права человека (наряду с развитием, миром и безопасностью) являются одним из трёх основополагающих принципов ООН. Признание того, что права человека имеют для ООН первостепенное значение, а также решение государств-членов ООН удвоить в последующие пять лет обычный бюджет Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) являют собой долгожданный успех в области защиты прав человека. Среди прочих положительных результатов Саммита следует отметить безоговорочное признание всеми государствами коллективной международной ответственности за защиту населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности; решимость положить конец дискриминации в отношении женщин и безнаказанности за подобные преступления; а также решение поддерживать в дальнейшем ведущий статус прав человека в системе ООН. Подобные положительные итоги являются отражением готовности постоянно растущего числа стран из разных регионов планеты способствовать укреплению возможностей ООН в области реализации и защиты прав человека, что наиболее чётко прослеживается в одном из важнейших решений Саммита - постановлении о создании Совета по правам человека.

Органам государственной власти надлежит незамедлительно приступить к реализации обязательств по защите прав человека, взятых на себя государствами-членами ООН в итоговом документе Саммита. Первостепенное внимание необходимо уделить двум главным вопросам в области защиты прав человека. Во-первых, необходимо пересмотреть в сторону увеличения обычный бюджет УВКПЧ в ходе текущей сессии Генеральной Ассамблеи. Во-вторых, следует как можно раньше учредить Совет по правам человека. Миллионы людей во всём мире с нетерпением ожидали от лидеров мировых держав, собравшихся 14 - 16 сентября на Всемирный саммит, создания сильного и авторитетного Совета по правам человека. Учредив Совет, лидеры мировых держав сделали лишь первый шаг, оставив обсуждение практически всех тонкостей его создания Генеральной Ассамблее во главе с Председателем.

Импульс к развитию, заданный Саммитом, ни в коем случае нельзя упустить. «Международная Амнистия» обращается к Генеральной Ассамблее с призывом без промедления учредить Совет по правам человека. Новый Совет должен иметь авторитет у людей всего мира, особенно у обездоленных. С одной стороны, Совет должен сохранить за собой все полномочия Комиссии по правам человека, а с другой, он должен иметь возможность защищать права человека более авторитетно и эффективно, чем Комиссия, и завоевать большее доверие. Правительства тех стран, которые являлись тайными сторонниками укрепления правозащитных механизмов ООН, обязаны встать на защиту прав человека, открыто и решительно высказаться в Генеральной Ассамблее в поддержку создания авторитетного Совета по правам человека.

Общая оценка итогов Всемирного саммита в отношении защиты прав человека и рекомендации по эффективной реализации взятых на себя обязательств

«Международная Амнистия» обращается к правительствам всех стран и ООН с призывом претворить взятые на себя в Итоговом документе обязательства по защите прав человека в жизнь и устранить все недостатки. Организация предлагает следующие рекомендации.

Укрепление статуса прав человека в системе ООН

Итоговый документ Саммита гласит, что права человека, наряду с развитием, а также миром и безопасностью, являются одним из основополагающих принципов ООН, а также признаёт, что эти принципы тесно связаны и взаимодополняют друг друга (статья 9). «Международная Амнистия» уверена, что очевидным следствием такого признания должно стать учреждение нового Совета по правам человека на уровне равном Совету Безопасности, Генеральной Ассамблее и Экономическому и Социальному Совету, то есть в качестве главного органа ООН. Государства-члены ООН ещё раз подтвердили свою приверженность активно защищать и содействовать соблюдению прав человека и правовых норм (119). Саммит вновь подтвердил, что все государства, независимо от их политического, экономического устройства и культуры, обязаны гарантировать и защищать права человека и основные свободы (121), а также соблюдать данные принципы без какого бы то ни было различия (122). Государства решили внести положения о соблюдении и защите прав человека в свою национальную политику и поддержать ведущий статус прав человека в системе ООН (126).

  • Правительства стран обязаны поддержать создание нового Совета по правам человека на уровне одного из главных органов ООН.
  • Правительства обязаны огласить свои планы, касающиеся интеграции в национальную политику положений о соблюдении и защите прав человека, в своих докладах Третьему комитету Генеральной Ассамблеи.
  • Правительства и Генеральный Секретарь ООН должны гарантировать, что готовность государств оказать поддержку в укреплении статуса прав человека в системе ООН выльется в принятие конкретных мер на всех уровнях организации, включая принятие решений, разработку и планирование фондов, программ и агентств.

Упрочение положения Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

Принимая во внимание план действий, предложенный Верховным комиссаром, лидеры мировых держав приняли решение упрочить положение Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) (124). Отчисления в бюджет УВКПЧ составляют менее 2% от общего бюджета ООН. Решение удвоить отчисления в бюджет УВКПЧ является первым важнейшим шагом на пути обеспечения Верховного комиссара ресурсами, необходимыми для организации эффективной работы как в штаб-квартире, так и на местах. (1) Однако данное решение далеко не оправдало надежд на удвоение общего объёма всех ресурсов УВКПЧ, как того просил Верховный комиссар. Саммит также поддержал решение об установлении более тесного взаимодействия Верховного комиссара со всеми органами ООН, включая Совет Безопасности.

  • Правительства должны проследить, чтобы намерение удвоить общий бюджет УВКПЧ в ближайшие пять лет уже в этом году начало реализовываться через выделение значительных бюджетных ассигнований при принятии общего бюджета ООН на Пятом комитете ГА. Для начала следует увеличить бюджет хотя бы на 30 миллионов долларов США в последующие два года.
  • Правительства также должны принять дальнейшие меры по увеличению объёма общих ресурсов УВКПЧ, которые на данный момент составляют 90 миллионов долларов США в год, с тем, чтобы удвоить их в ближайшие пять лет.
  • Совет Безопасности должен регулярно приглашать Верховного комиссара по правам человека на свои заседания, чтобы предоставить ему возможность ознакомить Совет с существующими проблемами и достижениями в области защиты прав человека.

Создание Совета по правам человека

Для «Международной Амнистии» создание сильного, более влиятельного и действенного правозащитного органа являлось главным мерилом успеха Саммита. Участники Саммита приняли решение о создании Совета по правам человека, в мандат которого вошли вопросы урегулирования конфликтных ситуаций в сфере прав человека, включая грубые и систематические нарушения данных прав (157-159). Практически все детали, касающиеся создания нового Совета по правам человека, были переданы на рассмотрение ГА в ходе открытого, прозрачного и всестороннего обсуждения, которое должно быть завершено в возможно кратчайшие сроки на 60-ой сессии ГА (160). Отсутствие в тексте итоговой декларации Саммита чёткого определения прочих существенных компонентов будущего Совета вызывает разочарование. Несмотря на это, «Международная Амнистия» приветствует ту всестороннюю поддержку, которую в ходе Саммита выказало большинство государств в пользу создания эффективного, более влиятельного Совета по правам человека с обширным мандатом. Оказанную поддержку необходимо как можно скорее свести к конкретным действиям по обсуждению деталей работы Совета. «Международная Амнистия» призывает правительства стран немедленно приступить к работе, основываясь на элементах консенсуса, достигнутого в ходе переговоров. При учреждении Совета по правам человека:

  • Правительства должны приложить все усилия к тому, чтобы к февралю 2006 года Совет начал свою работу.
  • Правительствам следует обеспечить учреждение нового Совета по правам человека, который бы существенно облегчил задачу ООН по защите всех прав человека. Новый орган должен:
    • регулярно встречаться в течение года;
    • обладать мандатом, который позволил бы ему рассматривать все вопросы, касающиеся соблюдения и защиты всех прав человека;
    • регулярно отслеживать ситуацию в области прав человека в любой стране и принимать эффективные меры в случае возникновения неотложных проблем;
    • сохранить за собой все полномочия Комиссии по правам человека, особенно это касается уникальных прав и практики привлечения к работе НПО и системы независимых правозащитников, а также «особые процедуры»;
    • установить правила избрания членов Совета с тем, чтобы эффективно проводить честные выборы (препятствующие практике «пустых бюллетеней») (2) квалифицированным (не менее двух третей) большинством голосов стран-членов ГА, а также проследить, чтобы членство в Совете было доступно всем членам.
  • Приветствуя положительный вклад, который вносят в дело защиты и соблюдения прав человека правозащитные программы НПО (172), правительства должны в полном объёме предоставить НПО возможность участия в процессе открытого, прозрачного и всестороннего обсуждения, что позволит им внести своевременную и эффективную лепту в процесс создания Совета.

Верховенство закона и миротворчество

Верховенство закона является неотъемлемым условием обеспечения защиты прав человека. Данный принцип требует от государств соблюдения своих обязательств в рамках договоров о защите прав человека и других источников международного права. «Международная Амнистия» приветствует подтверждённую государствами приверженность защите прав человека и верховенству закона (119), а также готовность выполнить свои обязательства по соблюдению и защите всех прав человека и основных свобод в полном соответствии с положениями Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, а также своих обязательств в рамках международного права (120). Саммит призвал государства стать участниками всех договоров, касающихся защиты гражданского населения, а также поддержать учреждение при Секретариате ООН отдела по вопросам помощи в укреплении верховенства закона (134, п. 3 и 5).

Кроме того, участники Саммита постановили учредить Миротворческую комиссию, которая должна составлять и предлагать комплексные стратегии укрепления мира и восстановления в постконфликтном обществе (97-105). Однако все важнейшие детали, касающиеся состава и подотчётности Комиссии, было решено оставить на обсуждение Генеральной Ассамблеи. К сожалению, государства не обеспечили НПО возможность внести свой вклад и использовать обширный опыт при реализации потенциала Комиссии с тем, чтобы обеспечить долгосрочные международные обязательства и ресурсы, остро необходимые для укрепления мира и безопасности, а также предупреждения конфликтов. (3)

  • В 60-ю годовщину создания ООН, правительства всех стран должны разработать программу действий по ратификации или присоединению ко всем международным договорам и протоколам о защите прав человека, принятым в системе ООН, не позднее 2015 года.
  • Правительства должны обеспечить условия эффективной интеграции прав человека и правозащитной инфраструктуры в деятельность новой Миротворческой комиссии, а также поддержать создание отдела по вопросам помощи в укреплении верховенства закона при Секретариате ООН для содействия в этих вопросах.
  • При решении вопросов, касающихся деталей работы Миротворческой комиссии, Генеральная Ассамблея должна довести до сведения Комиссии информацию об обширном опыте НПО в этой сфере и обеспечить условия эффективного участия НПО в работе данной Комиссии.

Ответственность за защиту населения

Впервые члены ООН признали свою коллективную ответственность за действия по защите населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности, когда «суверенные государства оказываются полностью неспособными» принять необходимые меры по их защите (139). Решение Саммита усиливает существующую ответственность в рамках обычного и договорного международного права, и подтверждает, что защита прав человека - задача, требующая внимания всего международного сообщества, которая выходит за пределы суверенитета отдельных государств. Будут ли государства придерживать принятого решения, и каким именно образом, зависит от политической решимости пяти постоянных членов Совета Безопасности принять все необходимые меры по предупреждению и пресечению подобных международных преступлений в будущем, а также от готовности Генеральной Ассамблеи осуществлять свои полномочия в рамках Устава ООН. Членам Совета Безопасности не удалось предотвратить преступления в Руанде, а позднее принять безотлагательные и решительные меры по ситуации в Судане, когда власти в очередной раз поставили политические интересы выше, чем соблюдение прав человека. «Международная Амнистия» глубоко сожалеет, что некоторые из постоянных членов Совета Безопасности воспротивились предложению, обращённому ко всем членам Совбеза, воздержаться от применения своего права вето в случаях грубых преступлений в рамках международного права.

  • «Международная Амнистия» призывает постоянных членов Совета Безопасности не применять права вето, когда дело касается геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.

Отсутствие требований положить конец безнаказанности и оказать поддержку Международному уголовному суду

Непростительно, чтобы в документе такой исторической важности, как итоговая декларация Саммита, не упоминалась необходимость покончить с безнаказанностью за международные преступления и требование оказывать всестороннюю поддержку Международному уголовному суду (МУС). Ситуация сложилась таким образом, поскольку одна из стран наотрез отказалась от какого-либо упоминания МУС в итоговом документе. «Международная Амнистия» приветствует твёрдое решение положить конец безнаказанности и поддержать МУС, высказанное в ходе переговоров большинством стран.

  • «Международная Амнистия» призывает государства оказывать всестороннюю поддержку МУС и другим международным трибуналам, продолжить эффективное сотрудничество с ними, а также по-прежнему выказывать всяческую поддержку грядущим резолюциям Генеральной Ассамблеи и других органов ООН.
  • «Международная Амнистия» призывает все страны, до сих пор не сделавшие этого, ратифицировать Римский статут МУС, а также Соглашение о привилегиях и иммунитетах МУС, с внесением необходимых поправок в действующее национальное законодательство.

Терроризм

«Международная Амнистия» резкого осуждает «терроризм» во всех формах и проявлениях. Осуждаются все акты терроризма, совершённые любым субъектом, включая государства и должностных лиц (81). Однако «Международная Амнистия» глубоко сожалеет, что данный раздел итогового документа Саммита был существенно ослаблен за счёт исключения из формулировки признания того, что причинение намеренного вреда и убийство гражданских лиц не может найти оправдания ни при каких обстоятельствах.

Итоговый документ практически не дополняет существующие документы ООН и не содержит определения «терроризма», тем самым, позволяя государствам навешивать ярлык «терроризм» на целый ряд действий, находящихся под защитой международного права. Среди положительных результатов стоит отметить расширение положений, касающихся необходимости защищать права человека в процессе борьбы с терроризмом. Данное решение представляет особое значение в свете работы над проектом конвенции по борьбе с международным терроризмом в ходе 60-й сессии Генеральной Ассамблеи, решимость заключить которую высказали страны-участницы Саммита в итоговом документе. Параграф 85 однозначно гласит, что государства обязаны обеспечить гарантии того, что любые меры по борьбе с терроризмом полностью соответствуют обязательствам, взятым на себя данными странами в рамках международного права, а именно законодательства о правах человека, законодательства о беженцах и международного гуманитарного права. Такая формулировка не оставляет никаких сомнений относительно обязательств стран.(4)

  • «Международная Амнистия» призывает все государства пересмотреть законы и практику их применения с тем, чтобы гарантировать, что меры по борьбе с терроризмом соответствуют обязательствам, взятым данными государствами в рамках международного права, а именно законодательства о правах человека, законодательства о беженцах и международного гуманитарного права.
  • Антитеррористический комитет Совета Безопасности должен регулярно запрашивать у всех стран доклад о соблюдении ими требований параграфа 85, а также о достижениях и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться.

Список лиц, подпадающих под санкции Совета Безопасности

В Итоговый документ вошло недостаточно точно сформулированное требование к Совету Безопасности обеспечить при поддержке Генерального Секретаря условия для существования «справедливого и чёткого порядка» наложения и снятия санкций с физических и юридических лиц. Всё вышеперечисленное является лишь незначительным улучшением сложившейся ситуации, более решительным шагом было бы внесение требования о разработке правовых гарантий для физических и юридических лиц, попавших в список Совета Безопасности.

  • «Международная Амнистия» призывает Совет Безопасности совместно с Генеральным Секретарём обеспечить прозрачный порядок наложения и снятия санкций в соответствии с международными стандартами надлежащих правовых процедур.

Гендерные вопросы, равенство и насилие в отношении женщин

Среди ключевых достижений Саммита можно назвать всестороннее обсуждение гендерных вопросов. В частности, формулировка проблемы обеспечения гендерного равенства, занимающая центральное место среди «Целей тысячелетия в области развития», была несколько расширена. В неё включили требование ликвидировать безнаказанность за преступления против женщин и девушек, гарантировать права женщин на владение и наследование собственности, а также право на равный доступ к услугам репродуктивного здравоохранения (58). Итоговый документ также обязывает государства эффективно и в полном объёме выполнить резолюцию Совета Безопасности № 1325 по вопросу положения женщин, мира и безопасности (116), а также отменить законы, которые носят дискриминационный характер в отношении женщин (134 (d)). «Международная Амнистия» призывает государства:

  • Немедленно пересмотреть законы, которые могут носить дискриминационный характер в отношении женщин, отменить их и принять решительные меры к тому, чтобы гарантировать женщинам право на владение и наследование собственности.
  • Соблюдать и защищать сексуальные и репродуктивные права всех женщин, включая их право контролировать и свободно и ответственно решать вопросы, касающиеся их половой жизни.
  • Эффективно и в полном объёме выполнять условия резолюции Совета Безопасности № 1325.

Поставки оружия

Несмотря на то, что Итоговый документ Саммита поддерживает выполнение Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней, принятой ООН в 2001 году (94), «Международная Амнистия» глубоко сожалеет, что лидеры мировых держав упустили возможность согласовать в ходе Саммита разработку международного правового инструмента по контролю за поставками вооружений в соответствии с обязательствами, взятыми на себя в рамках международного права. С каждым днём растёт международная поддержка договора о торговле вооружениями, который препятствует тому, чтобы оружие попадало в руки тех, кто несёт ответственность за многочисленные нарушения прав человека и международного права.

  • «Международная Амнистия» призывает государства разработать международный правовой инструмент - договор о торговле вооружениями, который бы регулировал поставки вооружений в соответствии с обязательствами государств в рамках международного законодательства, включая законодательство о правах человека и гуманитарное право.

Другие достижения в сфере защиты прав человека

Итоговый документ Саммита также призвал страны не допускать и запретить в законодательном порядке привлечение детей к участию в вооружённых конфликтах в нарушение международного законодательства (117), а также уделить первостепенное внимание присоединению к Конвенции ООН о правах ребёнка (142). Государства также постановили принять решительные меры по расширению защиты внутренне перемещённых лиц, приняв за основу Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны (132), взяли на себя обязательство гарантировать соблюдение принципов защиты беженцев (133), а также вновь подтвердили твёрдое намерение принять необходимые меры по защите прав мигрантов, рабочих-мигрантов и их семей (62). Многие из целей развития, включённые в Итоговый документ, нацелены на реализацию права на образование, права на наивысший достижимый уровень здоровья, тогда как другие меры направлены на достижение свободы от нужды. К сожалению, в итоговом документе не были признаны их правозащитные основы.

Примечания

  1. Обычный бюджет УВКПЧ на составляет 60,6 миллионов долларов США. Добровольные пожертвования за этот же период составили приблизительно105 миллионов долларов США. 2. "Пустые бюллетени" - практика, с помощью которой региональные группы выбирают членов от своего региона, назначая в качестве кандидатов столько же человек, сколько нужно заполнить мест от этого региона.
  2. Важнейшая роль, которую играют НПО в постконфликтном обществе и в миротворческой деятельности, была особо подчёркнута Всемирным банком в ежегодном докладе за 2005 год (стр. 18): "С 1998 года Фонд постконфликтного восстановления одобрил также 142 гранта на суму в 71,2 миллиона долларов США, предназначенных для 38 стран и территорий. Большая часть данных грантов была освоена гражданскими общественными организациями и агентствами Организации Объединённых Наций".
  3. Предыдущий текст итогового документа ООН использовал неоднозначную формулировку, которая гласила, что странам "следует" соблюдать данные стандарты в сфере прав человека.

Краткая справка

Цифры в скобках означают параграфы Итоговой декларации Всемирного саммита ООН - 2005 (A/60/L.1), принятой главами более чем 170 государств на встрече в Нью-Йорке, которая проходила с 14 по 16 сентября 2005 года. В ходе Саммита были приняты решения по вопросам развития, безопасности, защиты прав человека и реформирования ООН. Председатель 59-й сессии ГА представил на обсуждение Саммита ряд проектов итогового документа, составленного на основании ряда неформальных консультаций с правительствами стран по предложениям, вынесенным в марте 2005 года Генеральным Секретарём ООН Кофи Аннаном в своём докладе «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» (A/59/2005 от 21 марта 2005 года).

«Международная Амнистия» внимательно следила за процессом обсуждения и внесла ряд подробных предложений по укреплению статуса прав человека в Итоговом документе, включая поддержку создания Совета по правам человека.

Незадолго до принятия Итогового документа «Международная Амнистия» выступила с призывом внести в текст документа ряд изменений с целью его улучшения (См.: «UN Summit: Human rights betrayed by a failure of leadership» от 12 сентября 2005 года (Индекс МА: IOR 41/059/2005), «Governments must stop race to the bottom» от 9 сентября 2005 года, а также «ООН: правительства должны преодолеть разногласия и договориться о включении в итоговый документ решительных мер в области защиты прав человек» от 9 сентября 2005 года (Индекс МА: IOR 41/058/2005).

«Международная Амнистия» также выступила с рядом подробных комментариев к проектам итогового документа, подготовленным Председателем Генеральной Ассамблеи в процессе подготовки к Саммиту, см.:

  • «Amnesty International welcomes strengthened human rights provisions in latest draft text for September Summit: continues to call for further improvements» от 9 августа 2005 года (Индекс МА: IOR 41/052/2005);
  • «Proposed Human Rights Council must not be stripped of its essentials» от 4 августа 2005 года (Индекс МА: IOR 40/024/2005);
  • «UN reform: Comments and recommendations on second Draft Outcome Document for September Summit» от 26 июля 2005 года (Индекс МА: IOR40/021/2005);
  • «UN reform: Draft Outcome Document fails to recognize the primacy of human rights» от 3 июня 2005 года (Индекс МА: IOR 40/012/2005).

#верховенство закона #новости #международное правосудие #ООН