Узбекистан: необходимо провести независимое международное расследование событий в Андижане

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АМНИСТИЯ»

ЗАЯВЛЕНИЕ

Индекс МА: EUR 62/015/2005 (Для свободного распространения)

№ сообщения службы новостей: 177

24 июня 2005 г.

«Международная Амнистия» призывает правительство Узбекистана положительно откликнуться на призывы ООН, Европейского Союза (ЕС), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и отдельных стран обеспечить проведение независимого и объективного международного расследования событий 13 мая 2005 года в г. Андижане.

По информации, полученной «Международной Амнистией», в ночь с 12 на 13 мая 2005 года группа неустановленных вооружённых лиц ворвалась в тюрьму города Андижана, и, как сообщалось, освободила несколько сотен заключённых, а затем, захватив заложников, заняла здание местной администрации. В течение дня на городской площади собрались тысячи людей, многие из которых выступали с требованиями восстановить справедливость и покончить с бедностью. Имели место отдельные случаи, когда сотрудники правоохранительных органов, открыв неизбирательный огонь по демонстрации, убили и ранили участников протеста, большинство из которых были безоружны. Сообщалось, что к вечеру подразделения силовых структур оцепили многотысячную толпу, блокировав собравшихся на центральной площади людей автобусами, машинами, бронетранспортёрами и другими заграждениями. По свидетельствам очевидцев, сотни людей - мужчины, женщины и дети - погибли, когда правительственные войска открыли огонь по толпе и вслед разбегающимся людям. 1 Сотни человек покинули страну в поисках международной защиты в сопредельном Кыргызстане.

Обстоятельства, при которых правоохранительные органы прибегли к применению силы со смертельным исходом в каждом отдельном случае, количество убитых, а также их действия перед смертью, остаются спорными. Правительство сообщило о смерти 176 2 человек, и заявило, что многие из них являлись «террористами». Однако из рассказов очевидцев следует, что число погибших гражданских лиц, многие из которых были безоружны, составляет от 300 до 500 человек. Кроме того, имеются свидетельства совершения внесудебных казней.

Власти Узбекистана как государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах несут обязательство, в том числе, в соответствии со статьёй 2 (3), возбудить независимое, беспристрастное и тщательное расследование событий 12-13 мая 2005 года. Комитет по правам человека - независимый экспертный орган, следящий за выполнением условий этого соглашения - недвусмысленно заявил, что отказ от проведения такого расследования «сам по себе может стать нарушением условий Пакта». 3

Несмотря на учреждение в Узбекистане парламентской комиссии по расследованию андижанских событий, «Международная Амнистия» обеспокоена тем, что её члены слишком тесно связаны с исполнительной властью, чтобы считать комиссию независимой и объективной. Тот факт, что правительство пригласило дипломатических представителей ряда стран (в числе которых, как сообщалось, Китай, Иран, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Российская Федерация, Туркменистан и Таджикистан 4) для наблюдения за ходом следствия, не означает, что эта мера может заменить собой тщательное и независимое расследование, проводимое представителями международного сообщества, которые имеют соответствующую техническую подготовку.

«Международная Амнистия» считает, что только независимое и беспристрастное расследование инцидента на международном уровне в соответствии с международными стандартами в области прав человека может стать первым шагом на пути определения истины в этих резко расходящихся заявлениях.

Международные стандарты, в том числе Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней 5, требуют, чтобы расследование проводилось лицами, известными своей беспристрастностью, компетентностью и личной независимостью. Особо важным условием является их независимость от каких бы то ни было ведомств, структур или лиц, которые могут быть объектом расследования. В состав комиссии следует включить специалистов в области судебно-медицинской экспертизы, баллистики, обуздания толпы и расследования на месте преступления.

Кроме того, международные стандарты требуют предоставить следователям полномочия, необходимые для сбора всей информации, имеющей отношение к расследованию. Следователей надлежит уполномочить выдавать повестки, обязывающие должностных и частных лиц являться для дачи свидетельских показаний, предоставлять информацию и доказательства, в том числе, документы. 6

Комиссию необходимо уполномочить расследовать обстоятельства, предшествовавшие событиям 13 мая 2005 года, а также обстоятельства смерти или ранения всех пострадавших. Комиссия должна разобраться с действовавшими правилами применения оружия и приказами, отданными солдатам. Также надлежит рассмотреть действия вооружённых гражданских лиц. Следователи должны изучить применяемые схемы или правила, приведшие к смерти или ранению людей.

Следствие должно стремиться установить, насколько каждый случай применения силы и огнестрельного оружия силовыми структурами соответствовал нормам действующего законодательства Узбекистана и международным стандартам, в том числе Кодексу поведения сотрудников правоохранительных органов и Основным принципам применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов. 7 Эти нормы, действующие даже в чрезвычайных ситуациях, требуют, чтобы сотрудники органов правопорядка применяли силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой этого требует законное исполнение ими своих обязанностей.

Применение огнестрельного оружия против людей допустимо лишь после чёткого предупреждения, таким образом, чтобы свести к минимуму нанесение вреда и ранений, сберечь и сохранить человеческую жизнь, и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры оказываются недостаточны для предотвращения неминуемой угрозы смерти или серьёзного ранения. В любом случае, преднамеренное применение огнестрельного оружия со смертельным исходом может иметь место, лишь когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни. 8

Вскрытие тел всех погибших в результате насилия 13 мая 2005 года должно производиться независимыми патологоанатомами с целью, как минимум, установить личность погибшего, а также причину и характер смерти. Необходимо в разумных пределах приложить все усилия для того, чтобы определить время и место смерти погибших. К исчерпывающему заключению о вскрытии следует приложить фотографии и описание полученных повреждений, а копию заключения необходимо передать родственникам погибших. По завершении расследования тела погибших следует передать родственникам. 9

Свидетелей, истцов, следователей, а также родственников этих лиц необходимо защитить от любых попыток возмездия, включая угрозы применения насилия и другие виды запугивания. 10

Раненых, родственников погибших и их законных представителей следует уведомлять и допускать к любой информации, относящейся к расследованию и судебным разбирательствам, а также наделить правом представлять иные доказательства. 11

Письменный отчёт о результатах, рамках и методах расследования, а также рекомендации, основанные на этих результатах, следует предать огласке в разумный срок. Подобным же образом, в разумные сроки, соответствующие узбекские органы власти должны дать официальный ответ на этот отчёт, сообщив, какие в связи с этим будут приняты меры. 12

В соответствии со своими обязательствами в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах, узбекские власти должны предать ответственных за преступления в руки закона с соблюдением всех необходимых процедур, а также возместить ущерб всем пострадавшим, чьи права были нарушены в ходе событий 13 мая 2005 года. По данным «Международной Амнистии», на сегодняшний день обвинения предъявлены 98-ми подозреваемым в причастности к трагедии 13 мая 2005 года; при этом ни один из обвиняемых не является сотрудником правоохранительных органов.

«Международная Амнистия» полагает, что проведение расследования, отвечающего вышеуказанным критериям, необходимо в интересах правосудия, уважения к правам человека и верховенству закона. Пострадавшие и родственники погибших в результате насилия, вспыхнувшего 13 мая 2005 года в Андижане, заслуживают хотя бы этого.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Как утверждается, события, развернувшиеся в Андижане, связаны с продолжающимся судебным процессом над тринадцатью предпринимателями. Их обвиняют в причастности к деятельности незаконной организации и посягательстве на конституционный строй республики. Также говорится о том, что события связаны с арестом и предъявлением обвинений тринадцати другим местным предпринимателям, а также арестом родственников обвиняемых. См., например, доклад Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека «Предварительные выводы по итогам событий 13 мая 2005 г. в г. Андижан, Узбекистан», опубликованный 20 июня 2005 года; доклад правозащитной организации «Хьюман райтс вотч» «Свинцовый дождь. Андижанская бойня 13 мая 2005 г.», опубликованный в июне 2005 года; доклад Международной кризисной группы «Узбекистан: восстание в Андижане», опубликованный 25 мая 2005 года.

2 Правительство заявило, что, по состоянию на 21 июня, среди погибших было 79 «террористов», 11 солдат, 20 сотрудников правоохранительных органов и 45 гражданских лиц. Личности ещё 21 погибшего не установлены.

3 Общий комментарий № 31, принятый Комитетом ООН по правам человека в соответствии со статьёй 2, параграф 15 МПГПП 29 марта 2004 г. (Документ ООН: CCPR/C/21/Rev.1/Add.13).

4 США отклонили предложение об участии в наблюдении за ходом расследования. Франция также получила приглашение участвовать, однако, по данным «Международной Амнистии», дипломатические представители этой страны пока заседаний комиссии не посещали.

5 Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, принятые ООН, см. на сайте: http://www.unhchr.ch/html/menu3/b/54.htm. В резолюции 1989/65 от 24 мая 1989 г. Экономический и социальный совет ООН рекомендует правительствам стран принимать во внимание данные принципы и следовать им в рамках национального законодательства и принятой юридической практики.

6 Пункты 9, 10 и 11 Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней.

7 Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов был принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Полный текст см. на сайте: http://www.unhchr.ch/html/menu3/b/h_comp42.htm; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов были приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и порядку обращения с правонарушителями в 1990 г. Полный текст см. на сайте: html://www.unhchr.ch/html/menu3/b/h_comp43.html

8 Пункт 9 Основных принципов ООН.

9 Пункты 12, 13, 14 и 16 Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней.

10 Там же: пункт 15; см. также пункт 6 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 40/34 от 29 ноября 1985 г. Полный текст см. на сайте: http://www.unhchr.ch/html/menu3/b/h_comp49.htm

11 Там же, пункт 16.

12 Пункт 17 Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней.

#новости #расследование преступлений #Узбекистан