На протяжении всего 2018 года в Иране шло полномасштабное наступление на критиков властей, независимую прессу и организации гражданского общества. Акции протеста безжалостно разгонялись, а задержаниям подверглись тысячи человек. Amnesty International в четверг представила выводы своего исследования по ситуации в Иране.
Статистика, демонстрирующая масштабы гонений со стороны властей Ирана в 2018 году, ужасает. На протяжении всего года были задержаны, чаще всего в произвольном порядке, свыше 7000 человек – манифестанты, студенты, журналисты, активисты-экологи, борцы за трудовые права и правозащитники, в том числе адвокаты, активисты движения за права женщин и права меньшинств, а также члены профсоюзов. Сотни людей были приговорены к лишению свободы или порке плетьми, не менее 26 демонстрантов были убиты. Девять задержанных в связи с акциями протеста умерли под стражей при подозрительных обстоятельствах.
«2018 год войдёт в историю как год позора для Ирана. В течение года власти Ирана делали всё возможное, чтобы подавить любые проявления инакомыслия, для чего усилили наступление на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу мирных собраний, а также в массовом порядке задерживали манифестантов», – заявил Филип Лютер, директор Amnesty International по исследованиям и правозащитной деятельности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
«Масштабы задержаний и наказаний в виде лишения свободы и порки плетьми – свидетельства того, как далеко зашли власти в подавлении любых проявлений мирного инакомыслия», – добавил он.
На протяжении всего года, в первую очередь в январе, июле и августе, власти Ирана жестоко разгоняли мирные демонстрации, причём разгоны сопровождались избиением безоружных манифестантов, а также применением боевых боеприпасов, слезоточивого газа и брандспойтов. Тысячи человек задержали и лишили свободы в произвольном порядке.
В ответ на январские акции протеста последовала волна задержаний, в результате которой пострадали многие студенты, правозащитники и журналисты. Кроме того, задерживали администраторов каналов в Telegram, которые использовалось для распространения новостей об акциях протеста и мобилизации демонстрантов.
Всего в 2018 году в связи с акциями протеста и профессиональной деятельностью произвольно задержали 11 адвокатов, 50 работников СМИ и 91 студента.
К длительным срокам лишения свободы или наказанию плетьми по итогам несправедливых судебных процессов приговорили не менее 20 работников СМИ. В городе Хой (провинция Западный Азербайджан) по обвинению в «распространении лжи» к 74 ударам плетьми приговорили журналиста Мохаммада Хоссейна Содагара из числа азербайджанских тюрок (этническое меньшинство). Другого работника СМИ, Мостафу Абди, администратора сайта «Маджзубан-и-Нур», в котором освещались нарушения прав «Дервишей Гонабади» (религиозного меньшинства), приговорили к 26 годам и 3 месяцам лишения свободы, 148 ударам плетьми и ряду других наказаний.
Кроме того, в 2018 году в Иране были задержаны либо оставались за решёткой не менее 112 активисток движения за права женщин.
В 2018 году в разных районах страны поднялась беспрецедентная волна борьбы с дискриминационным законом об обязательном ношении хиджаба (платка), в котором приняли участие отважные правозащитницы. Женщины участвовали в уличных акциях, в ходе которых они молча размахивали палками с привязанными к ним головными платками. Реакция властей была крайне резкой: жестокие нападения, задержания, пытки и жестокое обращение. Нескольких женщин приговорили к лишению свободы по итогам вопиюще несправедливых судебных процессов.
За мирный протест против обязательного ношения хиджаба Шапарак Шаджаризаде приговорили к 20 годам лишения свободы (из них 18 – условно). Она бежала из Ирана после освобождения под залог. В последствии в интервью для СМИ она неоднократно рассказывала о пытках и жестоком обращении во время одиночного заключения, а также об отказе в помощи адвоката.
Известную правозащитницу и активистку движения за права женщин Насрин Сотоуде, представлявшую интересы Шапарак Шаджаризаде, саму задержали 13 июня 2018 года за то, что она защищала участниц акций протеста против обязательного ношения хиджаба. Её обвиняют в нарушении государственной безопасности по ряду статей. Если правозащитницу признают виновной, ей грозит больше десяти лет лишения свободы, и это в дополнение к тем пяти годам, которые она уже отбывает за протестную деятельность против применения смертной казни.
«На протяжении 2018 года власти Ирана проводили особенно жёсткую кампанию против активисток движения за права женщин. Вместо того, чтобы безжалостно наказывать отстаивающих свои права женщин, властям следовало бы покончить с ничем не прикрытой и повсеместной дискриминацией и насилием в их отношении», – считает Филип Лютер.
В 2018 году в Иране наблюдался постепенно нарастающий экономический кризис, послуживший причиной множества забастовок и заставивший тысячи трудящихся выйти на улицы и потребовать от властей улучшения условий труда и большей защищённости. Причинами для акций протеста послужили также задержки и невыплаты зарплаты на фоне высокого уровня инфляции, стремительного роста стоимости жизни и неудовлетворительных условий труда.
Вместо того чтобы решать проблемы людей, власти Ирана задержали не менее 467 участников трудовых протестов, в том числе учителей, дальнобойщиков и заводских рабочих. Многих вызывали на допросы, к некоторым применяли пытки и жестокое обращение. Десятки человек приговорили к лишению свободы. Всего суды Ирана приговорили к порке 38 участников трудовых протестов, совокупно назначив им порядка 3000 ударов плетьми.
10 мая власти Ирана жёстко разогнали мирную акцию протеста учителей в Тегеране. Её участники требовали повышения заработной платы, улучшения финансирования общеобразовательных учреждений страны. По состоянию на конец года власти задержали не менее 23 учителей по итогам общенациональных забастовок в октябре и ноября. Восемь человек приговорили к различным срокам лишения свободы – от 9 месяцев до 10 с половиной лет, каждого – к 74 ударам плетьми, а также к другим наказаниям.
В течение года были задержаны не менее 278 участников протестов дальнобойщиков. Некоторым из них угрожали смертной казнью. Все они принимали участие в общенациональных забастовках, требуя лучших условий труда и повышения заработной платы. По итогам забастовок в феврале и ноябре задержали несколько десятков рабочих тростниково-сахарного завода Haft Tapeh Sugar Cane Company в городе Шуш (юго-запад Ирана).
«И учителям с мизерной зарплатой, и заводским рабочим, делающим всё возможное для того, чтобы прокормить семью, – всем, кто отважился потребовать соблюдения своих прав в современном Иране пришлось заплатить непомерную цену. Вместо того чтобы сделать всё возможное для того, чтобы услышать требования трудящихся, власти отреагировали массовыми задержаниями и гонениями», – отметил Филип Лютер.
В течение 2018 года в Иране усилилось наступление на религиозные и этнические меньшинства, в результате сотни человек были произвольно задержаны и лишены свободы. Кроме того, представителям меньшинств резко ограничивали возможности в сфере образования, трудоустройства и прочих социальных благ.
Представители крупнейшей в Иране суфийской секты из числа религиозных меньшинств «Дервиши Гонабади» подверглись особенно жестоким гонениям. Их мирная акция протеста в феврале 2018 года была безжалостно разогнана. Более 200 с лишним осуждённых были приговорены совокупно к 1080 годам лишения свободы, 5995 ударам плетьми, ссылке в другие районы страны, подписке о невыезде, запрету участвовать в политических и общественных объединениях. Одного человека, Мохаммада Саласа, приговорили к смертной казни по итогам вопиюще несправедливого судебного процесса и спешно казнили.
Кроме того, по данным организации Article 18, в 2018 году задержали не менее 171 христианина – исключительно за мирное исповедание веры. Некоторых из них приговорили к лишению свободы сроком до 15 лет.
Помимо прочего, власти по-прежнему систематически преследовали религиозное меньшинство бахаистов. По сведениям организации Baha’i International Community не менее 95 человек задержали в произвольном порядке, многие подверглись другим злоупотреблениям.
Сотни представителей других этнических меньшинств, в том числе арабы-ахвази, азербайджанские тюрки, белуджи, курды и туркмены, также сталкивались с нарушением их прав, в том числе с дискриминацией и произвольными задержаниями.
В апреле сотни арабов-ахвази задержали в ходе акции протеста, причиной которой послужила телевизионная передача, в которой арабов-ахвази не показали на карте этнических меньшинств Ирана. По сведениям активистов за пределами Ирана, в октябре власти задержали без права общения с внешним миром свыше 700 арабов-ахвази. Причиной этому послужило вооружённое нападение на участников военного парада в Ахвазе в сентябре, сопровождавшееся множеством жертв.
Кроме того, в 2018 году власти с применением насилия задержали несколько сотен азербайджанских тюрок, не менее 120 человек – в июле и августе. Некоторых активистов приговорили к лишению свободы и порке плетьми. В Тебризе (провинция Восточный Азербайджан) наказанию плетьми подвергли активиста движения за права меньшинств Милада Акбари за «нарушение общественного порядка», выразившееся в «участии в незаконном собрании и пении вызывающих песен».
По данным СМИ, в 2018 году власти задержали не менее 63 активистов-экологов и исследователей. Многие из них были совершенно бездоказательно обвинены в сборе секретных данных об иранских стратегических объектах под прикрытием экологических и научных проектов. Как минимум пяти задержанным предъявили обвинение в «порче земель», что влечет наказание в виде смертной казни.
«На протяжении всего 2018 года власти Ирана делали всё возможное, чтобы сокрушить дух манифестантов и правозащитников, требующих соблюдения прав человека, для чего массово задерживали людей и устраивали показательные порки», – сказал Филип Лютер.
«Правительства стран, поддерживающих диалог с Ираном, обязаны прервать молчание на фоне принимающей угрожающие масштабы кампании гонений. Они просто обязаны самым решительным образом высказаться против наступления на инакомыслие и настойчиво потребовать от властей Ирана немедленно и безусловно освободить всех тех, кого лишили свободы за мирную реализацию своих прав на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу собраний, в том числе в рамках правозащитной деятельности», – уверен он.