18 ФЕВРАЛЯ – 8 МАРТА 2019
Amnesty International представляет этот брифинг в преддверии рассмотрения доклада Казахстана Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам в ходе 65-ой сессии в марте 2019.
В этом документе Amnesty International выражает свою озабоченность осуществлением Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) Казахстаном и в первую очередь соблюдением прав людей с инвалидностью.
Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов (КПИ) в январе 2015 года, однако он до сих пор не принял никаких мер для выполнения статьи 12 КПИ (Равенство перед законом), которая потребовала бы от государства отказаться от системы опеки над взрослыми людьми и внедрить меры, направленные на оказание лицам с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью помощи в принятии решений. В октябре 2018 года Amnesty International выпустила доклад «Мы как мёртвые души» Жизнь без дееспособности в Казахстане (EUR 57/9164/2018) , и организация приветствовала открытость сотрудников Министерства труда и социальной защиты, участвовавших в обстоятельном обсуждении рекомендаций, сделанных организацией, в отношении соблюдения статьи 12. Сейчас в Казахстане люди лица с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью лишены возможности принимать и реализовывать ключевые решения. Суд лишает их дееспособности и назначает опекуна, который принимает решения от их имени.
Согласно статье 26 Гражданского кодекса «гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими» может быть признан судом «недееспособным» . Дело о признании гражданина «недееспособным» может быть возбуждено в суде по заявлению родственников, местного органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, местной психиатрической больницы (центра психического здоровья). Верховный суд разъяснил в своём комментарии к Гражданскому процессуальному кодексу, что заявление о лишении дееспособности могут также подавать психоневрологические интернаты «для защиты прав и интересов психически больных людей» .
Система опеки в Казахстане лишена гибкости и, будучи однажды признанным «недееспособным» по решению суда, человек лишается права принимать какие-либо решения о своей жизни, самостоятельно распоряжаться своими финансовыми средствами, вступать в брак, учиться или работать. Не существует системы пересмотра решений и восстановление дееспособности происходит крайне редко. После признания «недееспособными», люди с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью лишаются права обжаловать решение суда, что означает, что у них нет никаких средств юридической защиты от нарушений их прав и возможной эксплуатации.
Кроме того, критерии для лишения человека дееспособности крайне расплывчаты («гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий») и, учитывая катастрофические последствия лишения человека дееспособности, они применимы к слишком широкому кругу лиц. В результате людей с психиатрическими диагнозами могут признать недееспособными на основании диагноза, который может быть неточен. То, что они лишаются своих прав на основании медицинского диагноза, явно противоречит КПИ. Они также могут стать жертвами родственников или третьих лиц, которые хотят завладеть их имуществом или просто видят в них помеху.
Amnesty International призывает власти Казахстана:
• Всесторонне изучить альтернативы системе полной опеки над совершеннолетними людьми и разработать программу и указать сроки перехода на альтернативную систему, основанную на передовых практиках и соответствующую КПИ. В ходе этой работы учитывать мнение самих людей с инвалидностью, особенно с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, путём тесного и активного взаимодействия с представляющими их организациями, а также проводить консультации с экспертами и практикующими специалистами из Казахстана и других стран;
• Принять необходимые поправки к действующему законодательству, направленные на то, чтобы человек, признанный «недееспособным», мог обратиться в суд для защиты своих прав, обжалования решения о лишении его дееспособности и смены опекуна.
В Казахстане законодательство напрямую дискриминирует людей с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью и не позволяет лицам, признанным «недееспособными», устраиваться на работу, вступать в брак и участвовать в политической жизни общества. Согласно статье 57 Трудового кодекса, трудовой договор, подписанный с «недееспособными» лицами не имеет законной сил, а если работник признаётся судом «недееспособным», то её или его трудовой контракт расторгается.
В статье 11 кодекса «О браке (супружестве) и семье» специально оговаривается запрет на брак с людьми, признанными «недееспособными», что нарушает обязательства Казахстана в рамках КПИ.
В статье 33 Конституции Казахстана говорится, что граждане, признанные судом «недееспособными», наряду с лицами, содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать, участвовать в референдуме и быть избранными.
Amnesty International призывает власти Казахстана:
• Принять эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы прекратить дискриминацию людей с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью в вопросах дома и семьи, в частности внести поправки в статью 11 кодекса «О браке (супружестве) и семье», где специально оговаривается запрет на брак с людьми, признанными «недееспособными», и привести её в соответствие со статьёй 23 КПИ;
• Внести в соответствии со статьёй 27 КПИ поправки в статью 57 Трудового кодекса, которая препятствует трудоустройству лиц, признанных «недееспособными»;
• Внести в соответствии со статьёй 29 КПИ поправки в статью 33 Конституции Республики Казахстан, которая запрещает лицам, признанным «недееспособными», голосовать и баллотироваться на выборах.
Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» (статья 94 часть 2) позволяет врачам проводить медицинские процедуры лицам, признанным судом «недееспособными», без их информированного согласия. От врачей не требуется обращаться к самому пациенту – достаточно получить лишь согласие их опекуна. В случае, когда человек находится в интернате, в роли опекуна выступает администрация интерната, где он живёт. При отсутствии опекуна решение об оказании медицинской помощи принимает медицинский консилиум, а при невозможности собрать консилиум врач принимает решение самостоятельно и информирует опекуна.
Принудительное помещение в психоневрологическую организацию в Казахстане осуществляется по решению суда, но если человек признан «недееспособным», то его можно поместить туда против его воли по решению органа опеки и попечительства, принятому на основании заключения врачебной комиссии .
Согласно части 9 статьи 180 кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» запрещается проведение клинических исследований медицинских технологий, фармакологических и лекарственных средств на лицах, признанных «недееспособными», «за исключением клинических исследований медицинских технологий и лекарственных средств, предназначенных для лечения психических расстройств».
Amnesty International призывает власти Казахстана:
• Пересмотреть процедуру дачи согласия в системе здравоохранения таким образом, чтобы от лица, признанного «недееспособным», требовалось получать свободное и информированное согласие на лечение и на госпитализацию, в частности внести поправки в часть 2 статьи 94 кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
• Убрать оговорку из запрета на проведение клинических исследований, которая допускает клинические исследования медицинских технологий и лекарственных средств, предназначенных для лечения «психических расстройств», на лицах с психосоциальной и интеллектуальной инвалидностью, признанных недееспособными, в пункте 5 части 9 статьи 180 кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Казахстан: представление в Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам