Президент Трамп, по всей видимости, вскоре объявит о том, что США и их союзникам удалось вытеснить вооружённую группировку, называющую себя «Исламским государством» (ИГ, организация запрещена в РФ) с территории её так называемого «халифата» в Сирии и Ираке. Однако за поражение ИГ пришлось заплатить чудовищно высокую цену; массовые жертвы среди мирного населения, которыми сопровождалась эта кампания, имеют серьёзные последствия, которые США и возглавляемая ими коалиция не вправе игнорировать.
Мы, исследователи Amnesty International, тщательно изучили на месте событий ход проведения и воздействие ударов США во время операции в Ракке, Мосуле и в других местах; мы уже давно бьём тревогу. На этой неделе мы узнали, что нашу озабоченность разделяют и в Пентагоне.
Разделят её и в Конгрессе США, причём настолько, что в указе о мерах по обеспечению национальной обороны 2018 года законодатели потребовали у Пентагона повысить прозрачность в отношении результатов мониторинга жертв среди мирного населения в ходе операций американских военных. Дэвид Трахтенберг, который координирует проведение этого обзора, должен сегодня представить первый 180-страничный отчёт Пентагона.
Ранее на этой неделе газета Washington Post сообщила, что к концу 2017 озабоченность по поводу жертв среди мирного населения достигла в Пентагоне критического уровня. Тогдашний министр обороны велел своим подчинённым разобраться в ситуации и выяснить, что именно пошло не так. Примерно в то же самое время возглавляемая США коалиция, сражавшаяся с ИГ, завершала массированный обстрел и бомбардировку Ракки, в результате чего этот сирийский город – и многочисленные мирные жители, оказавшиеся там в ловушке – был буквально разнесён на куски.
Обе инициативы носят ограниченный характер и имеют серьёзные недостатки, как уже указывалось на этой неделе. Их значение заключается прежде всего в том, что две ветви власти в США признали существование проблем, которые необходимо решать.
Первый и самый очевидный вопрос: почему только в конце 2017 года Пентагон проявил наконец озабоченность по поводу количества жертв среди мирного населения в результате американских операций в Сирии и Ираке, почему этого не было сделано раньше? Боевые действия в Мосуле и в Ракке, завершившиеся в октябре 2017 года, стали самыми масштабными уличными боями для армии США со времён Второй мировой войны. В результате этих боёв тысячи мирных жителей были убиты и искалечены.
Озабоченность масштабами жертв среди мирного населения уже выражалась в ходе проведения военной кампании в Мосуле; операция в Ракке тогда ещё только готовилась. Однако в Пентагоне не смогли изменить свой курс, используя уроки, полученные в Мосуле; результатом стала бессмысленная гибель и увечья тысяч мирных жителей в Ракке. Военные США наносят авиаудары по Ираку и Сирии начиная с 2014 года, когда была образована военная коалиция; но и до этого американцы проводили в этих странах бомбардировки под разными предлогами. Что мешало при планировании всё новых ударов уделить приоритетное внимание сохранению жизней мирных жителей, учтя при этом опыт, полученный ранее?
Вместо этого командующий возглавляемой США коалиции генерал армии США Стивен Таунсенд обвинил нас, когда мы выразили озабоченность по поводу огромного числа жертв среди мирного населения в Мосуле и Ракке летом 2017 года; генерал заявил, что критики «полагаются на отрывочную информацию, полученную по телефону» – хотя мы как исследователи Amnesty International, находились непосредственно на месте событий и получали информацию из первых рук от самих пострадавших. И даже несмотря на то, что в собственном докладе Пентагона за апрель 2018 года звучала рекомендация искать дополнительные источники информации о жертвах среди мирного населения, представитель коалиции, полковник армии США Шон Райан, счёл возможным отклонить результаты нашего подробного доклада в июне 2018 года о числе жертв среди мирного населения в Ракке, назвав наши сведения «более или менее гипотетическими». Это было сделано несмотря на тот факт, что Amnesty International представила весомые доказательства, полученные в ходе изучения ситуации непосредственно на месте событий в Ракке; позже, всего несколько недель спустя, возглавляемая США коалиция без лишнего шума признала эти доказательства заслуживающими доверия.
И вот вопрос: при подготовке доклада в Пентагоне не смогли установить командиров, ответственных за принятие решений, от которых зависит жизнь и смерть мирных жителей, оказавшихся в районе боевых действий? Или командование коалиции просто не обращает внимания на выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе? Как бы там ни было, что-то в корне не так в структуре военного командования, когда на словах все, конечно, глубоко сожалеют о жертвах среди мирного населения, а на деле высшее военное руководство просто не принимает их всерьёз.
Появившиеся на этой неделе сведения о том, что Пентагон всячески демонстрирует глубочайшее сожаление по поводу жертв среди мирного населения, затрагивают ещё один болезненный для американских военных вопрос. Законы войны допускают, что гибель и увечья мирных жителей в ходе вооружённого конфликта могут являться неизбежными, однако и в этом случае необходимо, чтобы противоборствующие стороны предприняли все возможные предосторожности для того, чтобы число жертв было как можно меньшим. Артиллерийские залпы с использованием тысяч снарядов, воздействие которых является абсолютно неизбирательным, из-за чего их нельзя использовать в ходе боевых действий в черте города, тем более в густонаселённых жилых районах; использование тяжёлых авиационных боеприпасов, радиус действия которых намного превосходит предназначенные для них цели, - всё это неизбежно приводит к громадным жертвам среди мирного населения.
Озабоченность, которую проявляет Пентагон по поводу масштабов жертв среди мирного населения, свидетельствует о том, что ранее предпринимавшиеся для предотвращения этих смертей усилия были совершенно недостаточными. Технологии применения боеприпасов с 2017 года не настолько продвинулись, чтобы лучше защитить мирных жителей; сегодня мирные жители так же уязвимы, как те, кто был убит в Ракке и Мосуле. На этих театрах военных действий возможно было применить боеприпасы более точного поражения, с меньшим радиусом действия, можно было более тщательнее осуществлять мониторинг и выбор целей. Такие усилия, направленные на то, чтобы спасти мирных жителей или предоставить им безопасное укрытие были бы, конечно, более дорогостоящими и трудоёмкими, но ведь такой ценой можно было бы спасти бесчисленные жизни. И ведь нужно только проявить добрую волю, захотеть спасти людей.
В настоящее время Пентагон изыскивает способы, которые позволят лучше защитить мирных жителей в будущих конфликтах; но что военные скажут семьям тех, кто был убит в 2017 году? Что не удалось – как того требуют законы войны – защитить жизни их любимых? Силы коалиции уже приняли на себя обязательство проводить эффективные расследования всех сообщений о незаконных убийствах мирных жителей в Ракке и Мосуле. Сведения, обнародованные на этой неделе, лишь укрепляют эту необходимость.
Многое будет зависеть от того, как Конгресс отреагирует на доклад, представленный сегодня Дэвидом Трахтенбергом. Трагедии, сопровождавшиеся огромным числом жертв среди мирного населения, которые мы документально зафиксировали в Мосуле и Ракке, не должны повториться. Чтобы не допустить их повторения, необходимы дальновидные усилия, в корне отличные от того, что делается сегодня. Тут есть и ещё один важный момент, которым зачастую пренебрегают – нельзя устроить надёжное будущее, не разобравшись с отягчённым проблемами прошлым.
Текст: Донателла Ровера, старший советник по реагированию на кризисные ситуации Amnesty International, и Бенджамин Уолсби, исследователь Amnesty International по Ближнему Востоку.