Мьянма: Новые доказательства нарушений на фоне военной операции в штате Ракхайн

  • Военные препятствуют поставке продуктов питания и обстреливают поселения.

  • В операции принимают участие военные части, на которые возлагают ответственность за прошлые злодеяния.

  • С декабря в числе перемещённых лиц оказались 5200 мирных граждан.

В Мьянме, в штате Ракхайн, силовики обстреливают поселения и препятствуют поставке продуктов питания и гуманитарной помощи мирным жителям, заявила сегодня Amnesty International, на фоне ужесточения мер в связи с вооружёнными нападениями «Армии спасения рохинджа Аракана» в начале января. Помимо прочего, силовики задерживают гражданских лиц в регионе, прикрываясь расплывчатыми и репрессивными формулировками законов.

«Недавние операции – очередное напоминание о том, что военные в Мьянме действуют без какой бы то ни было оглядки на права человека. То, что они обстреливают населённые пункты и мешают поставке продуктов питания, нельзя оправдать ни при каких обстоятельствах», – заявила Тирана Хассан, директор Amnesty International по реагированию на кризисные ситуации.

Amnesty International стало известно о том, что в последние несколько недель в штате Ракхайн были развёрнуты военные части, на которые возлагают ответственность за прошлые злодеяния в отношении народа рохинджа, зафиксированные в августе и сентябре 2017 года.

«Несмотря на международное осуждение злодеяний, в которых были замешаны военные Мьянмы, всё указывает на то, что они, ничуть не скрываясь, творят новые, ещё более грубые нарушения», –добавила Тирана Хассан.

Ниже перечислены нарушения, которые были зафиксированы Миссией ООН по установлению фактов, созванной в целях проведения расследования и уголовного преследования военного руководства армии Мьянмы за преступления против международного права в отношении народа рохинджа в штате Ракхайн, а также в отношении этнических меньшинств в штате Качин и северной части штата Шан.

Нападения «Армии спасения рохинджа Аракана»

4 января 2019 года в День независимости Мьянмы отряды этнической вооружённой группировки из штата Ракхайн, известной как «Армия спасения рохинджа Аракана», одновременно напали на четыре полицейских поста в северной части штата Ракхайн. Тогда, по сообщениям, были убиты 13 сотрудников полиции. Первоначально «Армия спасения рохинджа Аракана» в союзе с другими вооружёнными группировками сражалась с военными в северных районах Мьянмы, но в последние годы переключила внимание на штаты Чин и Ракхайн, где периодически вступает в вооружённые конфликты с силовиками.

Через несколько дней после вооружённых нападений 4 января гражданское правительство Мьянмы поручило военным начать операцию, нацеленную на то, чтобы «разгромить» «Армию спасения рохинджа Аракана», охарактеризованную пресс-секретарём правительства как «террористическая организация». С тех пор военные передислоцировали значительные силы и средства в этот район, в том числе, по сообщениям местных активистов и СМИ, военнослужащих 99-й легкой пехотной дивизии (ЛПД). Amnesty International и другие организации заявляли о причастности этой дивизии к злодеяниям в отношении рохинджа в 2017 году и этнических меньшинств в северной части штата Шан в 2016 году.

По данным ООН, с 28 января в результате непрекращающихся боёв в числе перемещённых лиц оказались свыше 5200 мужчин, женщин и детей. В основном это представители буддийских этнических меньшинств, в том числе мро, кхами, дайгнеты и ракхайны.

Представители Amnesty International побеседовали по телефону с 11 пострадавшими в результате боевых действий, а также с работниками гуманитарных миссий и местными активистами из штата Ракхайн. По словам большинства опрошенных, они уехали из поселений, где жили, из-за обстрелов по соседству и ограничений на поставку продуктов питания.

«Военные в Мьянме десятилетиями действуют по одному и тому же безжалостному сценарию, их давно пора призвать к ответу. Совету Безопасности ООН следует немедленно передать рассмотрение вопроса о ситуации в стране в Международный уголовный суд», – считает Тирана Хассан.

Незаконные нападения

Трое человека из деревни Аук-Пьин-Ньяр, где преимущественно живут представители народа мро и которая находится в группе деревень Та-Лу-Чаун (сельская волость Чауто), рассказали Amnesty International, как 21 декабря 2018 года в сотне метров от деревни разорвались два артиллерийских или миномётных снаряда. Когда рано утром на следующий день жители бежали из деревни, они слышали, как рядом снова рвутся снаряды.

«Я услышал, как рвутся крупнокалиберные снаряды, от этого даже кружилась голова», – рассказал 64-летний крестьянин.

Другой крестьянин из той же деревни, вернувшись через несколько дней, чтобы забрать вещи, рассказал, что из брошенных домов украли деньги. Он обвинил в этом военнослужащих армии Мьянмы, которых видели поблизости от деревни в то время.

24-летний мужчина из деревни, населённой преимущественно народом мро, в группе деревень Та-Йет-Пьин (сельской волости Бутидаун) аналогично рассказал, как 13 января 2019 года услышал, как взрываются артиллерийские или миномётные снаряды рядом с деревней. Жители сначала укрылись в местном монастыре, а затем в тот же день бежали в неофициальный лагерь для перемещённых лиц в деревне Доне-Тайн недалеко от группы деревень Кин-Таун. Через четыре дня мужчина вернулся в деревню, чтобы забрать документы. Несколько домов в деревне были разрушены, как и местная школа. По его словам, из некоторых домов забрали деньги, причём в то время деревня находилась под контролем силовиков Мьянмы.

СМИ подробно сообщали о ряде других случаев. Новостное агентство Irrawaddy и радиостанция Radio Free Asia сообщали о смертельном ранении семилетнего мальчика по имени Найн-Со примерно 26 января 2019 года. Рядом с его домом в группе деревень Та-Ми-Ха (сельская волость Ратедаун) разорвался снаряд. По сообщению Radio Free Asia, военные обстреляли деревню после того, как в окрестностях военнослужащие подорвались на самодельном взрывном устройстве. Оба информационных агентства сообщили, что военные унесли из деревни все ценные вещи. Кроме того, 16 января 2019 года агентство Irrawaddy сообщило о серьёзном ранении двух братьев (18 и 12 лет). Недалеко от их дома в сельской волости Маунгдо разорвался снаряд.

Несмотря на то что Amnesty International не удалось однозначно проследить ответственность военных Мьянмы за каждое отдельное нападение, в ходе которых мирные жители получили ранения, а их собственность пострадала или была уничтожена, военные операции в отношении вооружённых группировок давно характеризуются подобными противозаконными тактическими приёмами. В опубликованном в июне 2017 года докладе Amnesty International подробно зафиксировала случаи, когда в рамках операций в штате Качин и северной части штата Шан военные вели неизбирательные обстрелы, в результате которых были убиты и ранены мирные жители, тысячи человек оказались в числе перемещённых лиц.

«Подобные противозаконные нападения сеют страх среди сельского населения, – уверена Тирана Хассан. – В результате сотни, если не тысячи, мирных граждан покинули свои дома».

Ограничение поставок продуктов питания и гуманитарной помощи

34-летняя женщина из отдалённой деревни народа мро в сельской волости Чауто рассказала Amnesty International, как военнослужащие и полицейские установили ограничение на то, сколько риса можно ввезти на территорию деревни. Жителям деревни и так не хватало основных продуктов питания с тех пор, как в декабре 2018 года из-за боевых действий в этом районе они не смогли собрать урожай риса и бамбука – главных культур, выращиваемых на продажу.

По мере ухудшения положения группа местных жителей, в том числе 34-летняя женщина, обратились в отделение полиции и армейский КПП недалеко от деревни Таун-Мин-Ку-Лар за разрешением ввезти в деревню рис. По её словам, силовики сказали им, что можно везти максимум шесть пьи (бирманская единица измерения объёма, равная 2,56 литра) риса, для чего им требуется письменное разрешение силовиков.

«Мы обсудили и решили, что в деревне больше жить невозможно, – рассказала она Amnesty International. – Мы не хотели уходить в лагерь [для перемещённых лиц], но мы не могли торговать тем, что находили в лесу, и мы не могли привезти достаточно продуктов».

Деревня опустела, как и несколько других населённых пунктов по соседству, оказавшись в аналогичных условиях.

Местный активист рассказал представителям Amnesty International о том, как помогал получать рекомендательные письма в полиции, разрешающие людям перемещаться по волости Чауто, однако власти всё равно не дают жителям перевозить продукты питания, утверждая, что тем самым препятствуют снабжению «Армии спасения рохинджа Аракана».

Кроме того, власти Мьянмы наложили ряд ограничений на ввоз гуманитарной помощи в штат Ракхайн. 10 января власти штата Ракхайн запретили всем органам ООН и международным гуманитарным организациям, за исключением Международного комитета Красного Креста (МККК) и Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП ООН), работать в пяти охваченных вооружённым конфликтом волостях. Многие организации вынуждены были прекратить поставки гуманитарной помощи, что крайне негативно сказалось на мерах по реагированию на чрезвычайные ситуации и спасению людей в одном из беднейших и слаборазвитых районов Мьянмы.

Наряду с МККК и ВПП ООН власти штата Ракхайн выделяют некоторую материальную и нематериальную помощь лицам, перемещённым в результате боевых действий, однако сами получатели такой помощи считают её скудной и неубедительной. По мнению нескольких сотрудников гуманитарных миссий, ограничения, некоторым образом, нацелены на то, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от военных операций.

«Власти Мьянмы сознательно играют жизнями и благосостоянием мирного населения. Снова и снова мы убеждаемся, что цель военных – не защитить мирное население, оказавшееся между двух огней, а, скорее, скрыть от международного сообщества собственные злоупотребления», – уверена Тирана Хассан.

Репрессивное законодательство и возможные произвольные задержания

Помимо всего прочего, силовые ведомства Мьянмы, по-видимому, задерживают и преследуют мирных жителей якобы за поддержку «Армии спасения рохинджа Аракана» на основании репрессивных законодательных актов. В связи с этим возникают опасения в том, что людей задерживают в произвольном порядке и, возможно, подвергают жестокому обращению.

В период после боевых действий 13 января 2019 года в Та-Йет-Пьин полицейские задержали с целью допроса старосту деревни народа мро Аун Тун Сейна и ещё как минимум 10 мужчин. Впоследствии их освободили, однако через несколько дней Аун Тун Сейна вызвали в отдел Пограничной полиции. С тех пор он находится под стражей, в настоящее время в тюрьме Бутидауна.

В опубликованном в июне 2018 года докладе Amnesty International зафиксировала пытки и другое бесчеловечное отношение к мужчинам и юношам народа рохинджа в отделах Пограничной полиции в северных районах штата Ракхайн.

Родственники и старосты других деревень больше недели не моли выяснить, где удерживают Аун Тун Сейна после задержания. Насколько известно, военные обвинили его в предоставлении «Армии спасения рохинджа Аракана» сведений о передвижении военных частей. По словам одного из жителей деревни, Аун Тун Сейну предъявили обвинения в рамках закона «О незаконных объединениях» – расплывчатого и репрессивного акта, часто применяемого властями Мьянмы для преследования активистов, журналистов и других людей в охваченных вооружённым конфликтом районах.

Из сообщений местных активистов и СМИ следует, что в ходе недавней военной операции в штате Ракхайн широко применялись произвольные задержания и расплывчатые и репрессивные формулировки законов. По сообщению информагентства Irrawaddy, 4 февраля по обвинению в незаконном участии в «Армии спасения рохинджа Аракана» были задержаны 26 человек. Кроме того, агентство сообщало о том, что в январе из опасений подвергнуться ошибочному преследованию в рамках закона «О незаконных объединениях» в отставку подали порядка 30 глав администраций деревень.

#новости #Мьянма