Что не так с созданным для китайского рынка поисковиком Dragonfly от Google?

Впервые с 2010 года, когда под давлением китайских властей Google вынужден был уйти с рынка самой населённой страны мира, цифровой гигант рассматривает возможность возвращения. Ключевым проектом для этого может стать альтернативная поисковая система Dragonfly, которая в будущем вместе с новым новостным мобильным приложением сможет составить конкуренцию текущему монополисту Baidu и развернуть запросы миллиардный китайского рынка на Запад.

Выгода для бизнеса Google очевидна: население Китая является активным медиа-потребителем, чья численность и потенциальная финансовая отдача помогут IT-гиганту закрепить за собой лидерство на глобальном рынке. У Google есть важное преимущество для такого прорыва — это имидж крупнейшего и доступного, а главное свободного от цензуры поисковика, который пользуется доверием пользователей по всему миру.

Однако что-то с возвращением Google на китайский рынок пошло не так.

Первая информация о новом поисковике появилась в 2016 году на уровне топ – менеджеров, на всеобщую разработку проект поступил в феврале 2017 года. И лишь в августе прошлого года благодаря расследованию издания The Intercept стали известны подробности проекта.

Для исследования запросов, ожиданий пользователей и повышения точности поисковых результатов Google в тестовом режиме использовал сайт 265.com, один из крупнейших в Китае информационных агрегаторов, купленный компанией ещё в 2008 году. Сервис предоставлял сводные данные по финансовым рынкам, имел ленту новостей, публиковал гороскопы и ссылки на интернет-сайты по разной тематике. В его функционал входил и поисковик, который, однако, перенаправлял все запросы на Baidu. The Intercept в своём расследовании пришло к выводу, что 265.com использовался не только для тайного сбора гигантского массива данных о китайской аудитории и её предпочтениях, но и для обкатки цензурного протокола, который в соответствии с правилами «Великого китайского файрвола» не позволял бы выдачу пользователям материалов о правах человека, протестах, критике китайских властей или обсуждении демократии как таковой. Этот протокол в дальнейшем планировалось бы задействовать и в Dragonfly. При этом ответственная за защиту личных данных команда Google о работе своих коллег осведомлена не была.

Таким образом, Dragonfly в случае его внедрения стал бы не глотком информационного воздуха для китайцев, а точно таким же инструментом цензуры, регулирования и контроля пользовательского поведения со стороны государства.

Сразу же после обнародования этой информации по всему миру прокатились протесты. Ещё в августе 170 тибетских групп направили коллективное письмо исполнительному директору Google Сундару Пичаю письмо, в котором заявили, что запуск Dragonfly «легитимизировал бы репрессивный режим китайского правительства и способствовал бы ограничению гражданских и политических свободы и распространению искажённой информации». На это письмо Пичай не ответил, и зря. Протесты против политики Google пошли вширь. В ноябре более 1400 сотрудников Google, многие из них – граждане Китая, выступили с открытым письмом в адрес Пичая с требованием отказаться от разработки Dragonfly.

Претензии к поисковику сводились к следующему:

  1. В случае его запуска он поддерживал бы слежку за населением посредством использования телефонных номеров и адресов электронной почты – платформа была бы привязана к телефонному номеру, при том что китайские власти имеют доступ ко всем персональным данным населения;

  2. Собранная им информация хранилась бы в центрах обработки данных, расположенных в Пекине или Шанхае, а функционирование инфраструктуры, зависящей от китайских компаний-партнёров, давало бы доступ правительству к любой информации с серверов;

  3. Его разработка нарушила внутренний Кодекс компании.

На волне протестов Google прекратил использование «аналитического» портала 265.com, и установил запрет на использование каких-либо данных для дальнейших исследований. Проект Dragonfly, как утверждает пресс-служба компании, на данный момент отложен из-за «внутренних расхождений» и «технических сложностей», в декабре источники в компании заявили, что он «фактически прекращён». Однако официального заявления об окончательном отказе от проекта так и не поступило. Как говорил ещё в октябре Сундар Пичай, «китайский онлайн-рынок важен для компании», а даже цензурированный поиск «будет обслуживать 99% поисковых запросов». Это приводит к опасениям, что проект может быть возобновлен в любой момент, и прогресс в достижении свободы доступа к информации, свободе слова и печати в Китае остается маловероятным.

Amnesty International сразу же, ещё в августе, присоединилась к кампании с требованием к Google отказаться уступать китайской цензуре. Наши активисты по всему миру приняли участие в глобальных протестах против политики Google 18 января. Акции в тот день прошли перед штаб-квартирами компании в Австралии, Аргентине, Великобритании, Канаде, США, Чили и Швейцарии.

Вы можете поддержать глобальную кампанию с требованием к Google отказаться от планов запуска Dragonfly в Китае здесь.

Текст – Мария Шашмурина, волонтёр Amnesty International

Видео

#блог #цензура #Китай #США