Ранним вечером 7 февраля 2019 года Иван Лузин и двое старшеклассниц пришли на площадь Победы в центре Калининграда, чтобы мирно выразить протест против пыток. Они принесли плакаты с именами двух людей, одного из которых предположительно пытали током, а другого избили при задержании по сомнительным обвинениям. Активисты сфотографировались с плакатами и пошли в кафе по соседству. Когда они допили кофе и вышли на улицу, то были сразу задержаны полицией и доставлены в ОМВД. Власти обвинили молодого человека и двух девушек в организации незаконной акции протеста. Кроме того, полиция обвинила Лузина, которому недавно исполнилось 18 лет, в «вовлечении несовершеннолетних в несанкционированное публичное мероприятие», поскольку двум другим участницам было 16 и 15 лет. Сейчас Иван Лузин — первый и единственный человек в России, преследуемый за это недавно введенное «правонарушение». Если его признают виновным, ему грозит до 15 суток ареста или штраф до 50 тысяч рублей.
Новый закон, который вводит наказание за «вовлечение» людей в возрасте до 18 лет в «несанкционированные» акции протеста, был принят российским парламентом и подписан президентом Владимиром Путиным в декабре 2018 года. Многие воспринимают его как ответ на растущую политическую и общественную активность молодых людей в России. В последние два года старшеклассники и студенты стали принимать участие в мирных протестах против нарушений прав человека, коррупции, экологических и социальных проблем, несправедливости и неравенства в гораздо больших количествах, чем ранее.
У российских властей есть обязательства, в соответствии с международным правом и Конституцией, обеспечивать возможность молодежи добровольно участвовать в общественной жизни и пользоваться своими правами на свободу выражения мнений и мирных собраний. Дети и молодые люди в состоянии формировать и выражать собственные взгляды, и по всему миру они играют все более важную роль в обсуждении касающихся их проблем и решении своей судьбы. Государства должны не наказывать молодых людей за реализацию ими своих прав, а способствовать этому.
Наказание тех, кто помогает детям и молодежи реализовывать свои права, не просто акт жестокости, но создает дополнительные препятствия для выражения детьми своих мнений. Если российские власти действительно беспокоятся за безопасность детей и молодежи, выходящих протестовать на улицы, чем объясняли авторы необходимость этого закона, они должны принять меры для поддержки мирных собраний, в том числе заранее готовиться к присутствию на них несовершеннолетних, обучать сотрудников полиции взаимодействию с детьми и не допускать применения правоохранительными органами непропорциональной силы.
В последние годы российские власти ввели множество ограничений свободы мирных собраний. Правозащитникам теперь грозят драконовские штрафы и длительные административные аресты просто за участие в мирных акциях протеста. В то же время местные органы власти регулярно запрещают публичные мероприятия и используют полицию для разгона и задержания демонстрантов, зачастую неразборчиво и непропорционально применяя силу, в том числе избивая участников. Даже акции, напрямую согласованные с органами власти, часто встречаются с чрезмерным применением силы полицией. Например, 10 марта на «санкционированном» мирном митинге против цензуры в Интернете было задержано около 30 участников.
Amnesty International призывает российские власти снять обвинения с Ивана Лузина и отменить нормы, наказывающие за «вовлечение несовершеннолетних в несанкционированные публичные мероприятия».