В пятницу, 5 апреля 20.00 в московском арт-пространстве «Эфир» пройдёт перформанс «Она это мы», чьи создатели были вдохновлены пьесой Ив Энцлер «Монологи вагины». Amnesty International на протяжении более полугода поддерживает этот перформанс, который был показан, в том числе, в рамках кампании «Команда отважных» в Diversity House, открытом на период Чемпионата мира по футболу организцией FARE (Футбол против расизма в Европе). Один из монологов создан на основе реальной истории правозащитницы Анны Ривиной из организации «Насилию.нет», выступающей в защиту жертв домашнего насилия от индивидуальной помощи и до системных изменений.
Amnesty International беседует с режиссёром и автором идеи перформанса Лидией Руссковой о её спектакле, правах женщине и современном феминизме.
Мы сотрудничаем с «Она это мы» уже несколько месяцев, потому что в Amnesty International мы понимаем, что в наше время вопрос прав женщин, их защиты и уважения приобрёл большую остроту. А как ты видишь ситуацию с правами женщин?
Я думаю, что во-первых нужно объяснять, что неравноправие проявляется в бытовом контексте сплошь и рядом, везде. Людям надо объяснять, что такое феминизм – что это не борьба ради борьбы, а движение за равные права, социальные, экономические и политические, что он никак не связан с мужененавистничеством. Мы должны освободить феминизм от такой стигмы и предубеждения.
Очень часто меня даже брат мой спрашивает: «Как твои права ущемляются, ты же ставишь свой собственный спектакль». Но он же однажды сказал мне, что мой отец вложился в моё образование, но «эти инвестиции никогда не окупятся». Он никогда такое не сказал бы мальчику, я уверена в этом. Это было не со зла, он не хотел меня унизить, но в его понимании я же со дня на день должна выйти замуж, родить и забросить работу.
В России, к сожалению, есть намного более острые проблемы, такие как низкие заработные платы, высокая смертность, депопуляция. Они не дают возможности поставить проблему гендерного неравенства на первое место. Люди не понимают, что женщины составляют, например, в нашей стране большую часть населения и что если женщинам давать такие же возможности как мужчинам, то от этого выграем все мы — как общество.
Наш спектакль как раз сосредотачивается на теме женщины в современном мире. Женщина, которая откровенно говорит о своей сексуальности, вызывает огромное удивление. Наш спектакль до сих пор называют «маргинальным», потому что люди не привыкли слышать откровенные истории о частной, интимной жизни женщин. Постановка нацелена на то, чтобы, если можно так выразиться, «очеловечить» женщину. У нас в стране существуют представления о том, что должна делать женщина, — она должна быть матерью, она должна быть хорошей домохозяйкой… На самом деле она никому ничего не должна.
Расскажи, как и, главное, почему твой спектакль появился?
Когда я начала заниматься этим проектом, для меня изначально была важна социальная повестка. Мне хотелось, чтобы мы делали что-то, что выходило за рамки театра, что бы это было реальной общественной деятельностью. Поэтому мы и сотрудничаем, например, с Amnesty International.
Почему я подумала, что на этот спектакль будут ходить? Откровенно – потому что он честный и понятный, чего не хватает иногда современному театру. Час двадцать ты слушаешь монологи женщин, что создаёт вовлекающий эффект. Многие наши зрители, я узнавала, стали больше интересоваться и феминистской повесткой, и женской повесткой вцелом.
В новую версию спектакля включён монолог Анны Ривиной, директора Центра «Насилию.нет». Это должно дать спектаклю больше документальности?
Это не совсем её монолог, скорее, он вдохновлён её деятельностью и деятельностью её центра, помогающего жертвам домашнего насилия. Во многих странах декриминализируют употребление марихуаны, а у нас декриминализируют домашние побои. Этот закон напрямую направлен против женщин. Статистика поистине ужасающая.
Мы встречались с Анной, говорили, я хотела написать монолог, посвящённый домашнему насилию. Мы не знаем языка, который должен употребляться в случае женщин, находящихся в ситуации домашнего насилия, как определить, что человек становится жертвой домашнего насилия. У центра прекрасный сайт, есть тесты, благодаря которым человек, например, может определить, что находится в ситуации эмоционального насилия. Мы очень вдохновились её деятельностью.
Почему я хочу, чтобы наш спектакль посмотрело молодое поколение, почему я хочу повезти его по стране? Хочется, чтобы он стал примером для других – молодая режиссёр, молодая продюсер, преимущественно женский коллектив, которые сделали спектакль исключительно на своём энтузиазме, — «я тоже могу сделать что-то такое». Каждая может сделать свой спектакль или что-то другое, главное желание и трудолюбие.
Мне кажется, что многие девушки благодаря тому, что у нас так выстроена экономика, не видят иного пути кроме замужества. Да, замужество — это хорошая социальная защита, особенно для тех, у кого появляются дети. Экономически это имеет смысл. И да, в обществе есть некоторая стигматизация тех, у кого нет штампа в паспорте. Я же хочу показать, что это не обязательно должно быть самоцелью, что можно выбрать своей целью что-то другое.
Ты планируешь ехать по регионам. У тебя не было идеи собрать документальный материал там?
Мы этим как раз занимаемся. Мы переписали львиную долю монологов. У нас сейчас 35 минут нового материала, прекрасный монолог про онлайн-дейтинг, про женское обрезание, про выкидыш. Конечно, мы бы хотели собрать новые истории через сайт, куда каждая могла бы прислать свой рассказ, а потом бы писали на этом материале новые монологи. Но пока это не возможно с нашим бюджетом.
Мы видим потенциал в российском материале. Я бы с удовольствием поставила ещё что-то вдохновлённое реальными событиями, что-то что имело социальную значимость. Мне говорят, что мне надо уходить от женской повестки, но я так не считаю. Истории про female empowerment вовсе не подразумаевают, что мы должны ограничиваться и исключать из них мужчин, нет, они могут рассказываться и через мужских персонажей.
И да, мы можем провалиться. Да, уже бывало, что мы серьёзно теряли в деньгах. Но ты отряхиваешься и идёшь дальше. Ты продолжаешь подавать пример.