Сразу шесть международных правозащитных организаций потребовали от властей Узбекистана прекратить преследование и запугивание правозащитников Агзама Тургунова и Дилмурода Саидова.
«За Агзамом Тургуновым и Дилмуродом Саидовым постоянно следят сотрудники спецслужб и они подвергаются преследованиям и запугиваниям, а также они сталкиваются с угрозами, в том числе плохо завуалированными угрозами расправы. Кроме того, власти отказались зарегистрировать правозащитную организацию Агзама Тургунова», — говорится в совместном заявлении, подписанном Amnesty International, Ассоциацией «Права человека в Центральной Азии» (AHRCA), Civil Rights Defenders (CRD), Международным партнёрством по правам человека (МППЧ), Норвежским Хельсинкским Комитетом (НХК) и Польским Хельсинкским фондом по правам человека (ПХФ).
Двадцать восьмого февраля Тургунов, Саидов и бывший политический заключённый Азам Фармонов подали заявку на регистрацию правозащитной организации «Восстановление справедливости». Заявка была отклонена 29 марта 2019 года по формальным основаниям, касающемся правил процесса регистрации, которые специально сформулированы расплывчато.
«Запугивание и преследование Тургунова, судя по всему, организованы для того, чтобы контролировать активных независимых правозащитников и противоречат провозглашённым Ташкентом намерениям провести в стране реформу в области прав человека и правосудия. Мы обеспокоены тем, что власти, возможно, снова собираются отправить Тургунова и других правозащитников за решётку, – заявила Бригитта Дюфур из МППЧ. — Мы призываем президента страны Шавката Мирзиёева обеспечить безопасность, независимость и свободу действий всем правозащитникам и активистам».
За Агзамом Тургуновым и Дилмуродом Саидовым следят с прошлой осени – во время своей поездки в Ташкент в прошлом октябре сотрудники МППЧ сами видели, что за домом Тургунова наблюдают люди в штатском, и слежка продолжается до сих пор. Двадцать пятого марта один из сотрудников спецслужб, ведущих наблюдение за домом Тургунова, угрожал ему, намекнув, что его может сбить какая-нибудь машина. В прошлом году Саидову угрожали, что его подвергнут принудительному психиатрическому лечению, если он не прекратит правозащитную деятельность. Сотрудники правоохранительных органов подолгу не давали обоим покидать свои дома в дневное время. Кроме того, о Саидове распространялись слухи, что он болеет инфекционным туберкулёзом, хотя у него не открытая форма это болезни и он сейчас лечится.
«Мы крайне серьёзно относимся к преследованию наших местных партнёров», — подчеркнул Мариус Фоссум, региональный представитель в Центральной Азии норвежского Хельсинкского комитета. По его словам, деятельность таких правозащитников как Тургунов и Саидов крайне важна для текущего процесса реформ.
«Мы настойчиво призываем Ташкент рассматривать их и всех остальных правозащитников, как партнёров в деле продвижения и защиты прав человека в стране, а не как угрозу», — добавил он.
Судебное преследование Агзама Тургунова началось в августе 2018 года. Тридцатого августа 2018 года административный суд признал Агзама Тургунова виновным в невыполнении требований сотрудников правоохранительных органов после того, как он фотографировал мирных протестующих перед Верховным судом . Тургунов говорит, что он просто попросил человека в штатском, которого посчитал переодетым сотрудником милиции, показать удостоверение. Суд назначил ему штраф в 184 300 узбекских сомов (около 22 или 20 евро). Тургунов опротестовал это постановление и 30 ноября было проведено апелляционное слушание с нарушением международных стандартов справедливого судебного разбирательства. Тургунова пригласили в кабинет судьи, но заранее не сообщили, что это будет рассмотрение его дела. Судья Хасанов, как сообщается, стал оскорблять Тургунова и свидетеля, а потом распорядился задержать их обоих. Их освободили тем же вечером после международного вмешательства. Тургунов и свидетель подали жалобы на поведение судьи в аттестационную комиссию.
Тридцатого марта 2019 года Агзам Тургунов получил повестку в суд, в которой говорилось, что власти обвиняют его в диффамации, проявлении неуважения к суду и невыполнении законных требований сотрудника правоохранительных органов (41, 180 и 194 статьи административного кодекса Республики Узбекистан). Тургунов рассказал Ассоциации «Права человека в Центральной Азии», что власти обвинили его в диффамации и неуважении к суду после рассмотрения его апелляции 30 ноября 2018 год, когда он обжаловал предыдущее постановление административного суда.
Пятнадцатого апреля 2019 года представители норвежского Хельсинкского комитета присутствовали в административном судне на начале слушаний по апелляции Тургунова. Восемнадцатого апреля суд постановил, что жалобу на судью Хасанова должен рассматривать областной суд и что будет целесообразно сначала дождаться выводов по этой жалобе и лишь после этого продолжить рассмотрение апелляции Тургунова на постановление, вынесенное 30 августа 2018 года. Следующее судебное заседание назначено на 14 мая 2019 года.
Агзаму Тургунову угрожает уголовное осуждение, так как в Узбекистане может быть возбуждено уголовное дело, если было вынесено три административных приговора подряд.
Похоже, что власти Узбкистана открыли два административных дела в отношении Тургунова в ответ на его продолжающиеся попытки зарегистрировать правозащитную организацию «Восстановление справедливости».
«Власти Узбекистана недавно провели широкомасштабное празднование семидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека, при этом в стране есть ряд легко решаемых проблем в области прав человека, которые по-прежнему тормозят реальные перемены», — подчеркнула Надежда Атаева, президент ассоциации «Права человека в Центральной Азии».
«Если Ташкент серьёзно относится к правам человека, то ему следует прекратить все преследования и запугивания правозащитников и мирных активистов, соблюдать права на свободу выражения мнений, мирных собраний и объединений и, помимо прочего, разрешить регистрацию правозащитных организаций», — добавила она.
Продолжающееся преследование и запугивание правозащитников и активистов ставит под угрозу усилия Ташкента по проведению реформ и затрудняет процесс достижения реальных перемен в стране. Власти Узбекистана должны заниматься не преследованиями, а соблюдением, защитой, поощрением и осуществлением прав на свободу выражения мнений, мирных собраний и объединений, в том числе путём создания благоприятных условий для работы правозащитников и правозащитниц, а также позволяя регистрировать правозащитные организации.