В прошлом году Зак Костопулос, квир-активист, drag queen и правозащитник из Греции, был жестоко избит двумя мужчинами в ювелирном магазине в центре Афин. На видеозаписи видно, что полиция пыталась арестовать Зака и применила к нему силу, когда он умирал, лёжа на земле. В заключении судебно-медицинской экспертизы говорится, что Зак скончался от многочисленных телесных повреждений.
Трагическая гибель Зака повергла в шок его родных, друзей и в целом всё правозащитное сообщество Греции. Его мать Элени Костопулос, рассказывает, как она живет после гибели Зака и почему она твёрдо намерена добиваться правосудия.
Зак — мой старший. Он был способным, очаровательным маленьким мальчиком, освещавшим мою жизнь как солнце. Я окружала его любовью и лаской. Он носил с собой любимую плюшевую игрушку, обезьянку, и всегда улыбался.
По мере того как он рос, я видела, каким добрым и отзывчивым он становится. Я никогда не слышала, чтобы он хоть кому-нибудь сказал плохое слово, и он понимал чувства людей и сочувствовал им.
Когда он учился в 5 классе, учитель рассказал мне, что Зак — единственный из учеников, кто подружился с пришедшим в класс мальчиком-иностранцем. У него проявились творческие способности, он любил танцевать, и я часто слышала, как он у себя в комнате пел и пританцовывал.
Потом он вырос и начались трудности. Зак гордился тем, кто он, но по стандартам некоторых людей, он не вписывался в норму. Ему приходилось сталкиваться с неприятием, насилием и предубеждением из-за своего выбора. Но он решил не сдаваться и постоять не только за себя, но и за всех угнетённых. Он выслушивал их истории, помогал им и ходил с ними на демонстрации.
Семья Зака. Фото: частный архив
Зак был щедрым, бескорыстным человеком. Он делился всем, что у него было, с другими, он никогда никого не подводил, он всегда был рядом, когда в нём нуждались. Он объявил всему миру, что он – ВИЧ-положительный, и он рассказал об этом, чтобы помочь тем, у кого была такая же проблема. Он хотел, чтобы каждый был осведомлен и информирован, чтобы дать им надежду на лучшее будущее.
Отец Зака часто говорил ему: «Ты не изменишь этот мир». Но я уверена, Зак верил, что он сможет это сделать – или хотя бы попытается. Это был его долг перед самим собой и другими людьми.
Потом однажды ночью раздался телефонный звонок. Звонок, который разрушил и уничтожил мой мир. Зак был мёртв. Я не могла в это поверить. Я не могла это принять. Это было невозможно. Ужасно. Стали появляться новости с рассказами о предполагаемом ограблении, наркотической зависимости, необходимости воровать, о другом человеке. А потом фотографии и видео насилия, ненависти, убийства.
День за днём СМИ и полиция изображали Зака таким, каким он никогда не был. Это было легко сделать, это было им выгодно, это служило прикрытием для их действий. Я отказывалась верить во всё это. Я знала своего сына. Он никогда никому не причинил вреда. Я также знаю, что правда никогда не спешит, она идет неторопливо. И когда пришло ее время, то вся их ложь и все обвинения развалились. Весь мир увидел, кем был Зак, чем он занимался, его прозу, его картины и его выступления.
Зак и Элени. Фото: частный архив
В то же время я была потрясена поддержкой тысяч людей, которые объединились и вышли на демонстрации по всей Греции и в Европе, требуя правосудия для Зака. Я была поражена количеством людей, которые с ним встречались, любили и ценили его. Я была тронута их любовью и уважением, когда они рассказывали о том, как они с ним встречались, или о том, что он для них сделал.
Те двое, что забили моего сына ногами до смерти, на свободе. Они дома со своими семьями, они вместе сидят за столом, они смеются, их жизнь продолжается. Полицейские, подозреваемые в причастности к убийству Зака, тоже на свободе. Управление собственной безопасности наложило на них взыскания, но их до сих пор не применили.
А я и моя семья, мы идём на могилу, чтобы побыть рядом с нашим сыном, мы разговариваем с ним в наших снах… мы должны продолжать жить и как-то справиться с этой чудовищной потерей.
Сейчас моя семья ждёт правосудия, справедливости. Наш долг, как семьи Зака, — продолжать бороться, чтобы добиться того, чтобы ценилась жизнь каждого человека и ко всем относились с уважением, чтобы все заплатили за свои ошибки, за то, что они сделали, и за то, что они не сделали.
Есть фотография Зака, где он стоит с распростёртыми объятиями и табличкой на груди, на которой написано «давайте обнимемся». Таким Зак и был. У него было большое сердце и широкие объятия для всех и каждого.
Акция ЛГБТИ-сообщества в Греции. Фото: © SOPA Images
Amnesty International требует правосудия для Зака. Присоединяйтесь к нам!