«Эти дни». «Красная армия». «Тётка из Красноярска». Многие называют менструацию как угодно, лишь бы не своим словом. Однако в некоторых странах мира стигматизация менструации выходит далеко за рамки использования эвфемизмов. Некоторые девушки во время менструации вынуждены прятаться в дворовых постройках, их не пускают домой. Другие борются за право пользоваться тампонами и прокладками и вынуждены обходиться тряпками. Иногда женщин, которые публично выступают за то, чтобы сломать стереотипы вокруг менструации, задерживают и допрашивают.
Как бы там ни было, ситуация меняется. Мы побеседовали с пятью выдающимися правозащитницами, ломающими табу на тему менструации.
Жанар Секербаева для Amnesty International.
В Казахстане до сих пор менструацию не называют своим словом. Вместо этого используют такие эвфемизмы, как «красная тётка», «красный октябрь» или «красная армия». Моя мама – педиатр, но когда у меня началась первая менструация, она сунула мне тряпку, не объяснив, зачем она нужна и как ею пользоваться. В школе, если на одежду девушки просачивалась кровь, все вокруг смеялись, а учителя отправляли её домой. Некоторые закапывают испачканное бельё, другие пользуются грязными тряпками, которые могут спровоцировать воспаление мочеполовой системы.
С этим нужно что-то делать. Поэтому я присоединилась к группе мирных активисток из Алматы, чтобы принять участие в фотосессии, посвящённой борьбе с табу, которые окружают менструацию. Мы принесли нарисованные от руки плакаты. После того как фотосессия закончилась, я зашла в кафе. На выходе меня ждали семь сотрудников полиции. Они потребовали, чтобы я прошла в отделение, и пообещали применить силу, если я откажусь.
Мне предъявили обвинение в мелком хулиганстве. Меня допрашивала судья. Она задавала бесконечные вопросы о плакате, который я держала. Кроме того, она спросила: «Вы замужем? У вас есть дети? Вы беременны?»
Я сказала ей, что не скрываю, что являюсь лесбиянкой и что меня нужно спрашивать не о муже, а о партнёрше. Опыт был интересным, но одновременно напряжённым и пугающим. Однако, если, по моему мнению, людям грозит несправедливость, нужно действовать.
Twitter: @moorlandiya
Website: http://feminita.kz/
Хейзел Мид для частного лица.
В Великобритании обстановка более свободная, чем во многих других странах. Но в период взросления я всегда испытывала стыд во время месячных. Думаю, потому что о месячных не говорили в школе, а если и говорили, то сопровождали рассказ целой кучей эвфемизмов – я говорила «эти дни». Кроме того, эту тему не обсуждали с мужчинами, что ещё больше закрепляло мнение о том, что менструация – это большой постыдный секрет. В школе и даже на работе я прятала прокладку в рукав либо следила за тем, чтоб в дни менструации на одежде были карманы.
Для того чтобы начать разговаривать о менструации и нормализовать отношение к этой теме, я использую иллюстрации. На заре своей карьеры я нарисовала серию сатирических рисунков на тему налога на тампоны после участия в акции протеста #FreePeriods. Я часто бесплатно рисую для ресурса Bloody Good Period, поскольку твёрдо убеждена в пользе их деятельности: они работают над тем, чтобы просительницы убежища и бездомные могли получать средства интимной гигиены при месячных. Кроме того, я участвовала в организованной Freda кампании, целью которой было сделать так, чтобы в гостиницах, школах, на авиалиниях и на работе были бесплатные средства интимной гигиены при месячных. Что касается лично меня, я стала чаще говорить о менструации. Я больше не пользуюсь эвфемизмами и называю прокладки и тампоны средствами интимной гигиены при месячных, а не просто гигиеническими средствами, так как такое название не содержит явного указания на менструацию.
В этом году правительство Соединённого Королевства заявило, что со следующего учебного года средства интимной гигиены при месячных будут бесплатно распространяться в средних школах и колледжах Англии. Это не моя заслуга, но я – часть движения, благодаря которому происходят все эти перемены. Момент, когда будут уничтожены связанные с менструацией табу и несправедливость, наступит ещё очень нескоро. Однако мы не даём замалчивать проблему, что постепенно меняет ситуацию к лучшему.
Instagram: @hazel.mead
Twitter: @hazelmeadart
Сайт: hazelmead.com
Самикшья Койрала для Анупа Субейди.
В Непале девушек с менструацией могут не выпускать на улицу и скрывать от мужчин до 15 дней. Некоторых даже отселяют в хлев. Эта традиция называется чаупади.
Мне было 11, когда начались месячные. В тот момент дома устраивали грандиозный праздник, но меня не пустили из-за менструации. Вместо этого меня заперли в тёмной комнате в доме родственников, далеко от родного дома. Тогда я очень ждала этого праздника и все глаза проплакала.
Меня прятали в течение пяти дней. После возвращения мне запретили прикасаться к родственникам мужского пола в течение 11 дней и заходить на кухню в течение 19 дней. Я не решилась рассказать знакомым, где была. Я очень стеснялась, так как была первой из класса, у кого начались месячные.
Однажды в школу пришла группа молодых женщин, чтобы поговорить с нами о менструации. В тот день всё изменилось. Они многому научили нас и помогли обрести знание о том, как противостоять традициям. Сначала мои родные разозлились, и мне пришлось объяснять им, что такая традиция возникла потому, что прежде справляться с менструацией было намного сложнее. Теперь есть прокладки, всё намного чище. Было непросто, но теперь родные больше не предъявляют никаких ограничений в связи с менструацией.
Сейчас я состою в студенческой группе Amnesty International в университете Катманду и сама меняю общее представление людей о менструации. Мы готовим видеоматериалы, проводим пикеты и организуем общественные программы для мальчиков и девочек в сельской местности. Мы очень гордимся, когда слышим, как дети свободно говорят на эти темы.
В Непале нужно менять стереотипные предрассудки, окружающие менструацию. Уверена, мы многое делаем для этого.
Instagram: @koiralasamikshya2016
Поулуми Басу для Флоры Томас.
Я выросла в патриархальной индийской семье, поэтому знаю, как ритуалы и традиции используют в качестве механизма контроля женщин. С того возраста, когда у меня начались месячные, мне запретили входить в эти дни в кухню и участвовать в каких бы то ни было праздниках. Мне не осталось ничего другого, как уйти из дома, чтобы освободиться от патриархального контроля и абсурдных порядков и традиций. Многие женщины, взрослеющие в таких же условиях, не могут поступить так же.
Я познакомилась с 16-летней Тулой из Непала, которой запрещают заниматься повседневными домашними делами в период менструации. В это время она работает носильщиком, чтобы помочь семье деньгами. Она переносит всевозможные вещи, начиная с дров и заканчивая тяжёлыми спутниковыми тарелками. Путь может занимать до трёх дней, а платят ей за это сумму, равную 20 центам США. При этом она успевает готовиться к школьным экзаменам.
Свекровь отселяет Лакшми, одинокую мать трёх детей из Непала, из дома на время менструации. Её пятилетний сын Рошан слишком мал, чтобы обходиться без матери, поэтому его отселяют вместе с ней. Несмотря на все невзгоды, материнский инстинкт Лакшми, которая стремится защитить и обеспечить детей, невозможно победить. История её жизни – свидетельство душевной стойкости перед лицом насилия и предрассудков.
Я даже видела женщин, которых отселяли на время кровотечения после родов, что крайне опасно для женского и репродуктивного здоровья.
В сотрудничестве с Water Aid мы запустили кампанию под названием «Быть девушкой», в рамках которой 130 000 девушек из Непала, Индии и некоторых районов Африки получили многоразовые гигиенические прокладки. Кроме того, я сотрудничала с Action Aid, и мы запустили программу «Моё тело только моё», чтобы побудить женщин высказывать собственное мнение и вернуть контроль над собственным телом. Благодаря выразительным произведениям искусства и рассказам, фильмам виртуальной реальности и семинарам среди общин мы возвращаем женщинам свободу воли и помогаем выступить против насилия. Искусство даёт мощный толчок к переменам в сердцах и умах.
В итоге наши усилия сыграли немаловажную роль в давлении на правительство Непала, которое в 2018 году наконец ввело уголовную ответственность за чаупади. И хотя данная мера – несомненный прогресс, в некоторых общинах постановление правительства привело к тайному применению этой традиции. Именно поэтому наша работа сейчас важна, как никогда прежде.
Instagram: @poulomi07
Twitter: @poulomibasu
Website: http://www.poulomibasu.com/
Хаафиза Бамджи для Amnesty International.
Бывают периоды, когда возможности купить средства гигиены нет, особенно часто с этим сталкиваются в период учёбы студентки. Нельзя даже поговорить о менструации, не говоря уже о том, чтобы позволить себе средства гигиены, поэтому девушки страдают молча. Это унизительно.
Мы с друзьями пытаемся изменить ситуацию, участвуя в кампании #WorthBleedingFor. Большинство людей считают университет роскошью для богатых, но это не так. Бедные тоже учатся в университете. Некоторые студенты спят в библиотеке, другие стоят в очереди за пакетами с едой, а отсутствие гигиенических прокладок – настоящая проблема. Мы боремся за то, чтобы вузы установили в туалетах диспенсеры гигиенических прокладок, и обратились к муниципальным властям с просьбой обеспечить бесплатные прокладки школьницам. Помимо прочего, мы делаем всё, чтобы девушки могли обменяться опытом.
Здорово, что люди не бездействуют. Перемены приходят постепенно, но это радует. Группа девушек даже сняла видео о нашей работе в рамках кампании #WorthBleedingFor. Как необычно сознавать значимость своей работы.
Первоначально рассказ был опубликован в Lily.