Amnesty International осуждает казнь заключенного Александра Жильникова. 13 июня его адвокату сообщили, что приговор «приведен в исполнение». В соответствии с обычной практикой в Беларуси, его семье не сообщили о дате предстоящей казни, а также, вероятнее всего, она не получит какой-либо официальной информации в обозримом будущем. Кроме того, ожидается, что тело не будет возвращено родственникам для захоронения, равно как и место захоронения не будет раскрыто.
Обстановка секретности и обращение с семьями заключенных, приговоренных к смертной казни, являются наиболее жестокими чертами практики смертной казни в Беларуси. Смертная казнь ни раз встречала осуждение со стороны ООН и региональных организаций по защите прав человека, включая Совет Европы, а также международного сообщества в целом.
«Накануне проведения Европейских Игр в Минске, власти Беларуси в очередной раз продемонстрировали полное пренебрежение к правам человека и к глобальному тренду на отмену этого крайне жестокого наказания», - прокомментировала директор регионального отделения Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии Мари Стразерс.
Несмотря на требования Комитета ООН по правам человека отложить казнь на время рассмотрения дела в Комитете, приговор был приведен в исполнение, что является нарушением международных обязательств Беларуси в сфере прав человека.
Возрастает озабоченность в отношении другого приговоренного к смертной казни заключенного, Вячеслава Сухарко, проходящему по тому же делу, что и Александр Жильников. В январе 2018, после повторного рассмотрения дела, суд признал их виновными в совершении трёх убийств в январе 2015 и установил высшую меру наказания - смертную казнь. На данный момент судьба Вячеслава Сухарко неизвестна, однако одновременное исполнения приговора в отношении участников, проходящих по одному делу, является обычной практикой в Беларуси.
Amnesty International призывает белорусские власти немедленно подтвердить местонахождение Александра Жильникова и Вячеслава Сухарко, а также предоставить всю необходимую информацию по их делу родственникам и законным представителям. Если Вячеслав Сухарко ещё жив, белорусские власти должны незамедлительно отменить смертный приговор. Они также должны ввести мораторий на исполнение всех текущих смертных приговоров в качестве первого шага к отмене смертной казни.
Помимо Вячеслава Сухарко, как минимум один заключенный ожидает смертную казнь в Беларуси. Александр Осипович был приговорен к смерти 9 января 2019 г.
«Этому варварству нужно положить конец», - продолжила Мaри Стрaзерс. «Беларусь более не может оставаться единственной страной в Европе на пост-советском пространстве, казнящей людей, и ожидать, что международное сообщество будет в этом подыгрывать».
Amnesty International выступает против смертной казни во всех случаях без исключения. Оно представляет собой крайнюю форму жестокого и бесчеловечного наказания и является нарушением права на жизнь. Более двух третей стран мира отменили смертную казнь законодательно или на практике. В 2018 году 174 из 193 государств-членов ООН не применяли смертную казнь.