Восьмого июля в России в двенадцатый раз отмечают День семьи, любви и верности, ставший праздником по инициативе супруги третьего российского президента Дмитрия Медведева Светланы. Именно в этот день Amnesty International хотела бы поговорить о том, о чём, как считает всё большее число россиян, говорить неуместно, почти неприлично и уж точно не стоит, говоря о семье и верности, — о законном праве женщины на аборт.
В России и не только женщина, желающая на законных основаниях прервать беременность, сталкивается с великим множеством препятствий, которые начинаются с того, что в стране официально закреплены так называемые «дни тишины», период от двух до семи дней, в течение которого женщинам, обратившимся в медицинские учреждения за абортом, предлагается «подумать» над своим решением.
Поэтому Amnesty International уже многие годы ведёт глобальную кампанию My body, my rights за бесплатный доступ к легальному и безопасному прерыванию беременности. В настоящее время мы боремся за то, чтобы девочки и женщины получили такое право в Аргентине и других странах Латинской Америки, где запрету на аборты давно пора сказать Adiós.
Прерывание беременности — это зачастую тяжёлый для самой женщины и её близких шаг, и идти на такой шаг необходимо обдуманно и трезво взвесив все за и против. Однако в последние годы мы стали замечать, что медицинские и государственные учреждения откровенно взяли курс на то, чтобы самим решать, как стоит поступить женщине, пожелавшей прервать беременность, или, во всяком случае, существенно ограничить её в выборе.
Не имея на то законного основания региональные минздравы и администрации роддомов вводят временные моратории на проведение абортов, объясняя это участием в акции «Подари мне жизнь» —просветительской программе, призванной рассказать девочкам и женщинам про ценность детства и материнства.
По данным из открытых источников, в 2018 году Приморский край вводил такой временный запрет с 31 июля по 3 августа, регион участвовал в акции в пятый раз. В Якутии, где в минувшем году был открыт новый перинатальный центр, также был опробован временный запрет на аборты. В Рязанской области в минувшем году женщины не могли прервать беременность с 9 по 15 июля. Минздрав тогда отрицал, что регионы получили от него рекомендации ввести временный мораторий на аборты. В этом году сообщений об ограничении права женщин на прерывание беременности поступало меньше — пока известно лишь о казусе Дальнереченской городской больницы в Приморском крае, где в этом году мораторий продлится с 8 июля по 10 июля.
Однако общая тенденция не может не тревожить. О необходимости приравнять аборт к убийству и ввести за него уголовную ответственность говорят не только противники искусственного прерывания беременности из консервативных кругов, но и депутаты Государственной думы. Как сообщали СМИ с предложением принять закон «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» выступает крупнейшее религиозное объединение в России — Русская православная церковь Московского патриархата.
Amnesty International напоминает, что согласно ст. 56 закона «Об основах охраны здоровья граждан», «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве», а «искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия». Это сделано неслучайно.
Как показала многовековая практика, запрет или криминализация аборта не останавливает женщин, желающих провести искусственное прерывание беременности, а просто делает аборт менее безопасным. Запрет абортов не означает, что девочки и женщины перестают испытывать необходимость в этой медицинской процедуре. Именно поэтому попытки запретить или ограничить аборты не приводят к снижению количества абортов, а только заставляют людей искать небезопасные способы их совершить.
Как пишет об этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), небезопасный аборт — это «процедура прерывания незапланированной беременности, выполняемая лицами, не имеющими необходимых навыков, или в среде, которая не соответствует минимальным медицинским стандартам, или и тем, и другим». По оценке этой уважаемой международной организации, в мире каждый год происходит 22 миллиона небезопасных абортов, подавляющее большинство которых осуществляются в развивающихся странах.
В отличие от легального аборта, который проводится профессиональным медицинским работником, небезопасные аборты могут иметь фатальные последствия. Это настолько опасная процедура, что небезопасные аборты являются третьей по значимости причиной материнской смертности во всём мире и приводят к дополнительным пяти миллионам случаев инвалидности. Доступ к легальному и безопасному прерыванию беременности мог бы предотвратить все эти жертвы.
У медиков и правозащитников во всём мире есть ответ, как снизить количество как жертв небезопасных абортов, так и случаев, когда женщины прибегают к искусственному прерыванию беременности. ВОЗ отмечает, что одним из первых шагов по предотвращению материнской смертности и травматизма является обеспечение государствами доступа к сексуальному образованию, возможности использования эффективной контрацепции, безопасного и легального аборта и своевременного ухода за осложнениями.
Мировая статистика показывают, что уровень абортов выше в странах, где доступ к контрацепции ограничен. Уровень абортов ниже, когда люди, в том числе подростки, имеют информацию о современных методах контрацепции и могут получить к ним доступ, а также там, где доступно всестороннее сексуальное образование и имеется доступ к безопасным и легальным абортам на широкой основе.
Материал подготовлен при участии стажёров Amnesty International Егора Захарова и Светланы Петровой.