Тема смертной казни не оставляет безучастным практически никого, я давно заметил это. Всякий имеет своё мнение, и зачастую мнение соотечественников довольно жестокое: стрелять их, гадов, надо.
К счастью, российские власти, сколь бы ни были они плохи в аспекте соблюдения прав человека, отличаются в этом вопросе от многих российских граждан. Вот уже второй десяток лет Россия не выносит смертные приговоры и не приводит в исполнение старые. Периодически отдельные российские политические клоуны устраивают истерику в теле-шоу по теме смертной казни, требуя стрелять и вешать. Но Россия даже в ООН уверенно голосует каждые два года за повсеместную отмену высшей меры наказания и призывает, — вы не поверите, — страны-члены ООН наложить мораторий на смертную казнь в тех странах, где она ещё есть.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. Смертная казнь — предельная форма лишения человека его прав. Она представляет собой преднамеренное и хладнокровное лишение жизни человека государством. Это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание. Россия не нарушает права человека в аспекте применения смертной казни. США — в мрачном списке нарушителей: смертная казнь существует в 32 штатах из 50.
Отличительной характеристикой географии штатов-убийц является следующее: это штаты Юга. Зловещим чемпионом среди этих штатов является Техас. С 1976 года (в том году смертная казнь вернулась в США после краткого перерыва — в ожидании решения Верховного суда США по делу Фурман против Джорджии казни не выполнялись в 1972-1976 годах) в этом штате убили более 500 человек. Чтобы увидеть масштаб злодейства Техаса достаточно взглянуть на вторую строчку в страшном рейтинге: штат-убийца №2 Оклахома за этот же период лишил жизни 111 человек. Флорида, о которой речь шла в сегодняшней акции Amnesty International, на 4 месте — 89 казней за 38 лет. Но, — обратим внимание, что Флорида почти чемпион США (второе место после Калифорнии) по числу тех, кто ожидает казни. Таких там — 404 человека.
1545590
Про двоих заключённых из этих 404 мы и говорили сегодня с согражданами во время пикета в холодный московский полдень. Речь шла о Фрэнке Уоллсе и Майкле Заке, находящихся в камерах смертников во Флориде. Оба страдают от серьёзных психических заболеваний. Международные стандарты прямо требуют, чтобы люди, страдающие от психических и интеллектуальных нарушений, не подвергались смертной казни. Но во многих случаях эти нарушения не выявляются во время уголовного процесса. Именно это и произошло во Флориде, хотя даже американское законодательство запрещает казнь психически больного.
Amnesty International выступила с требованием отменить смертные приговоры, которые были вынесены Фрэнку Уоллсу и Майклу Заку несмотря на то, что эксперты диагностировали у них серьезные расстройства психики. В этой кампании приняли участие активисты правозащитного движения по всему миру, в том числе и в России.
Собранные подписи под обращением к губернатору штата Рику Скотту мы понесли в посольство США для вручения его дипломатам с просьбой переслать адресату и информировать власти своей страны о позиции активистов Amnesty International по теме смертной казни.
Следует отметить, что американские дипломаты с готовностью откликнулись на нашу просьбу встретиться и обсудить проблему, несмотря на то, что мы выступаем с последовательной и жёсткой критикой властей США по многим темам, и по смертной казни в частности. Сколько ни ехидничай про печенье из Госдепа, но критику принимать готовы не всякие представители властей вот так прямо в лицо. Скажем прямо, — российские власти не готовы выслушивать критику в свой адрес от правозащитников и вести конструктивный диалог.
Печенье, кстати, на встрече было предложено активистам Amnesty International, что не ослабило накал беседы. Ребята, пришедшие в посольство после пикета на морозной улице, говорили о своих личных чувствах разочарования тем, что страна, позиционирующая себя как образец соблюдения прав человека, поступает жестоко и негуманно в отношении больных людей.
Мы также спросили, каков дальнейший путь наших петиций.
Говард Соломон, советник-посланник по политическим вопросам посольства США, заверил нас в том, что, во-первых, они отправят отчёт о встрече в пресловутый Госдеп, а во-вторых, письма с подписями москвичей будут переправлены губернатору Флориды и в совет по помилованиям.
Кто-то из активистов спросил у дипломатов, — какие шансы на то, что смертная казнь уйдёт в прошлое в США.
Говард Соломон высказал своё личное мнение, что маловероятно ожидать в ближайшие годы найти Техас и Флориду в списках штатов, отказавшихся от смертной казни.
1545594
А я вспомнил одного нашего сегодняшнего собеседника, встреченногона улице. Во время сбора подписей нам доводилось вступать в беседу с людьми, которых мы просили подписаться. Кто-то это делал с охотой, кто-то отвергал, заявляя что его вовсе не волнует, что творится в этой Америке. А беседа с одним человеком привела к тому, что он, — внимая нашим аргументам, — изменил свою позицию по смертной казни и поставил свою подпись.
Он тоже был за смертную казнь. Убеждения и рациональные аргументы, логика и общественное мнение, — всё это должно обязательно сработать и в отношении властей южных штатов США. Доведётся ли нам увидеть Техас и Флориду в списке аболиционистов — зависит от нас.