Глубоко укоренившаяся безнаказанность, отсутствие необходимых знаний и навыков, а в некоторых случаях и умышленные препоны стали причинами отказа в правосудии сотням людей, пострадавших от произвола милиции в ходе протестов Евромайдана в Украине. Об этом заявила Amnesty International в новом брифинге, приуроченном к первой годовщине завершения протестов.
В брифинге под названием Ukraine: A Year After Maydan, Justice Delayed, Justice Denied («Украина: год спустя после Майдана - с правосудием тянут, в правосудии отказывают») рассказывается об упорной неспособности расследовать незаконные действия сотрудников украинских силовых структур, превышавших силу в ходе протестов Евромайдана в Киеве, а также о нежелании властей восстановить справедливость по отношению к потерпевшим.
«Прискорбное отсутствие продвижений в деле восстановления справедливости по отношению ко всем, кто был убит, ранен либо подвергся пыткам, стало очередным свидетельством глубоких изъянов украинской системы уголовного судопроизводства», - заявил Джон Дальхизен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Неспособность решить проблему масштабного произвола в ходе протестов Евромайдана создаёт опасность того, что давно ставшая привычной безнаказанность сотрудников милиции укоренится ещё глубже. Справедливость должна быть восстановлена, причём не только по отношению к убитым, но и ко многим тем, с кем жестоко обращались», - сказал Джон Дальхизен.
События, начавшиеся в ноябре 2013 года как мирный протест против отказа правительства подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, вылились в массовые протесты против самого правительства, в ходе которых происходили жестокие столкновения между демонстрантами и силовиками.
По данным Министерства здравоохранения, в ходе протестов погибли 105 человек, включая 13 сотрудников милиции.
Amnesty International зафиксировала многочисленные случаи незаконного применения силы во время демонстраций, в том числе убийства и пытки. Организация неоднократно излагала украинским властям подробные описания случаев произвольного и чрезмерного применения силы, однако пока не отметила никаких очевидных продвижений в расследовании ни одного из тех случаев, которые отслеживала.
На сегодняшний день лишь двоих рядовых сотрудников правоохранительных органов признали виновными. Их действия сняли на видео, когда те заставили мужчину раздеться догола и оставили на морозе у всех на виду. Их приговорили к трём и двум годам лишения свободы условно за «превышение власти и служебных полномочий». Ещё нескольким милиционерам, причастным к жестокому обращению, удалось уйти от обвинений.
Первым погибшим участником протеста стал 21-летний Сергей Нигоян. Двадцать второго января 2014 года в него четырежды выстрелили, в том числе в голову и шею. Личность его убийцы до сих пор не установлена.
Многие участники протестов подвергались пыткам и жестокому обращению. Двадцатитрёхлетнего мужчину избили и за губы тащили в милицейскую машину, а также распыляли слезоточивый газ в область гениталий, после чего тот потерял сознание.
Сотрудник милиции ударил дубинкой в лицо 51-летнюю женщину, наблюдавшую за протестами. У неё оказался проломлен череп, и она ослепла на один глаз.
Почти все пострадавшие, с которыми беседовала Amnesty International, заявили, что у них не брали показаний в качестве потерпевших, хотя многих поначалу допрашивали как подозреваемых. Никому них них не сообщили о ходе расследования много месяцев спустя после жалоб.
После падения президента Януковича в феврале 2014 года новое правительство быстро заявило, что он и его ближайшее окружение, которое также покинуло страну, являются главными виновниками нарушений прав человека, совершённых в ходе протестов Евромайдана.
Новые украинские власти множество раз обещали эффективно расследовать все нарушения прав человека и привлечь к ответственности виновников.
«До сих пор следственные усилия были сосредоточены на убийствах и предполагаемой вине высокопоставленных фигур предыдущего правительства, однако даже касательно этого заявлений об успехах звучало больше, чем наблюдалось свидетельств тому на деле. Для большинства же людей, которые получили ранения и подверглись жестокому обращению расследования едва начались», - сказал Джон Дальхизен.
Прокуроры, с которыми беседовала Amnesty International, ссылались на то, что сразу после протестов силовики уничтожили улики и не желали сотрудничать, и что в этом заключались главные факторы, препятствующие расследованиям. В качестве других причин приводились также отсутствие материальной базы и пересекающиеся полномочия различных следственных органов.
«Нельзя не признать огромное число и сложность некоторых случаев. Однако ещё более важный факт заключается в том, что без коренной реформы органов, отвечающих за расследование произвола силовиков, правосудие по отношению к людям, пострадавшим от произвола в ходе событий Евромайдана, останется лишь смутной перспективной, а породивший его порочный круг безнаказанности не разомкнётся», - сказал Джон Дальхизен.