В парламент Турции были внесены правовые поправки, получившие название пакет поправок по внутренней безопасности, которые в случае, если будут приняты, поставят под угрозу осуществление прав человека, в том числе в перспективе расширяют возможности для произвольных задержаний, злоупотребления огнестрельным оружием со стороны полиции и политически мотивированных уголовных расследований.
Правительство пыталось оправдать появление законопроекта, ссылаясь на сопровождавшиеся насилием демонстрации на юго-востоке Турции в октябре 2014 года, во время которых погибло 50 человек, сотни были ранены, а государственной и частной собственности был нанесён существенный ущерб. Критики опасаются, что предложенные поправки будут использоваться для подавления инакомыслия, в том числе мирных протестов, и приведут к дальнейшим нарушениям прав человека.
Турция уже была замечена в отказе в праве на мирный протест, в чрезмерном использовании силы полицией, в том числе в использовании огнестрельного оружия, и в политически мотивированных судебных преследованиях. Обеспокоенность у Amnesty International вызывает то, что если законопроект пройдёт, применение этих мер приведёт к дальнейшим нарушениям прав человека, а именно произвольным задержаниям, политически мотивированным уголовным расследованиям и нарушениям права на жизнь.
Предлагая внести поправки в правила применения оружия полицией, правительство ссылается на принцип соразмерности, присутствие которого в существующих законах в качестве «абстрактного» понятия приводит к тому, что полиция слишком часто проявляет нерешительность при применении огнестрельного оружия. Поправки предоставляют полиции чётко сформулированные полномочия по применению огнестрельного оружия в ситуациях, когда «отдельные лица или группы нападают или собираются совершить нападение на полицию или других людей, дома, административные здания, школы, общежития, культовые сооружения и автотранспорт с использованием коктейлей молотова, взрывчатки, горючих веществ, травматического… или подобного оружия».
Поправки вступают в противоречие с Основными принципами ООН по применению силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (ОППСО), в которых изложены нормы международного права по применению силы в ситуациях охраны правопорядка и силовым структурам предписано как можно дольше использовать ненасильственные методы, прежде чем перейти к применению силы. Четырнадцатое положение ОППСО гласит: «При разгоне собраний насильственного характера должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять огнестрельное оружие лишь в тех случаях, когда нельзя применить менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо. Должностные лица по поддержанию правопорядка не применяют огнестрельного оружия в таких случаях, за исключением условий, оговоренных в принципе 9». (т.е. когда это абсолютно неизбежно для защиты от неминуемой угрозы смерти или тяжёлого ранения).
Если законное применение силы неизбежно, то ОППСО требует, чтобы полиция проявляла сдержанность в её применении и действовала соответственно тем законным целям, которые должны быть достигнуты, минимизируя ущерб и травмы и обеспечивая скорейшее оказание медицинской помощи всем, кто был ранен или травмирован. В Принципах также отдельно оговаривается, что правительства обязаны следить за тем, чтобы произвольное или неправомерное применение силы и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов каралось как уголовное преступление согласно государственному праву.
Поправки позволяют полиции санкционированные задержания, относящиеся к конкретным преступлениям, а именно к «преступлениям, связанным с применением силы и насилия во время общественных мероприятий». Amnesty International документально зафиксировала систематическое использование произвольных задержаний во время демонстраций в Турции. Организация обеспокоена тем, что в случае, если данные положения будут приняты, то они узаконят и будут способствовать распространению практики произвольных задержаний. Любому лишению свободы должно быть дано чёткое определение в законодательстве, чтобы можно было предотвратить нарушение права на свободу и безопасность личности.
Что же касается поправок, которые позволяют губернаторам провинций давать полиции указания во время проведения уголовных расследований, то Amnesty International озабочена тем, что эти положения появились на свет в тот момент, когда независимость уголовных расследований была очевидно дискредитирована, а тысячи сотрудников полиции были отстранены от исполнения своих обязанностей после проведения полицейского расследования о предполагаемой коррупции в правительстве. Предлагаемые положения угрожают увеличить вовлечённость в политику правоохранительных органов, подорвать независимость уголовных расследований и прокуроров и создают угрозу для принципа равенства всех перед законом.
АСП: 42 / 15 Индекс: EUR 44 / 1041 / 2015 Дата: 23 февраля 2015