Иранским женщинам грозят значительные ограничения на пользование контрацептивами и дальнейшее вытеснение с рынка труда, если у них нет детей, в случае утверждения двух законопроектов. Об этом заявила Amnesty International в опубликованном сегодня докладе.
В докладе под названием You Shall Procreate: Attacks on women’s sexual and reproductive rights in Iran («Вы должны производить потомство: выпады против сексуальных и репродуктивных прав женщин в Иране», на англ. яз.) рассказывается о крайних мерах, к которым прибегают иранские власти для поощрения многократного деторождения в ошибочной попытке повысить рождаемость в стране.
«Предлагаемые законы укоренят дискриминационную практику и отбросят права женщин и девушек на десятки лет назад. Власти пропагандируют опасную культуру, в которой женщины лишены ключевых прав, относясь к ним как детородным машинам, а не к людям, обладающим основными правами и способностью распоряжаться собственным телом и жизнью», - сказала Хассиба Хадж Сахрауи, заместитель директора региональной программы Amnesty International по Ближнему Востоку и Северной Африке.
«Эти законопроекты укрепляют дискриминирующие стереотипные представления о женщинах и знаменуют беспрецедентный шаг государства, вмешивающегося в личную жизнь людей. Яро стремясь продемонстрировать миру имидж военной мощи и геополитической силы путём стимулирования рождаемости, власти Ирана попирают все основные права женщин - даже на брачном ложе», - отметила Хассиба Хадж Сахрауи.
Проект закона «О повышении показателей рождаемости и предотвращении сокращения численности населения» (проект закона № 446) запрещает добровольную стерилизацию, которая, как полагают, является вторым по популярности современным методом контрацепции в Иране, и перекрывает доступ к информации о контрацепции, лишая женщин возможности принимать осознанные решения касательно рождения детей. Вкупе с прекращением государственного финансирования программ планирования семьи в Иране, которые вплоть до 2012 года обеспечивали миллионам женщин доступ к недорогим современным средствам контрацепции, этот шаг несомненно повлечёт за собой повышение числа нежелательных беременностей, что вынудит женщин прибегать к незаконным и небезопасным абортам. Кроме того, отсутствие доступных презервативов, которые до сих пор можно было получить в городских клиниках и сельских домах здоровья в рамках финансируемой государством Программы планирования семьи и численности населения, также приведёт к распространению инфекций, передающихся половым путём, в том числе ВИЧ.
В августе 2014 года парламент принял этот законопроект подавляющим большинством голосов. Сейчас в него вносят поправки, рекомендованные Советом попечителей - органом, утверждающим проект закона, прежде чем он вступит в силу.
«Отказавшись от программ планирования семьи и от критически важных услуг по охране сексуального и репродуктивного здоровья, власти не только подвергнут здоровье женщин серьёзной опасности, но и нарушат их права», - сказала Хассиба Хадж Сахрауи.
«Власти должны продолжить финансирование всеобъемлющих программ планирования семьи, гарантировав всем женщинам качественные контрацептивы, услуги и информацию», - добавила она.
Лишившись всего этого, женщины буду вынуждены либо вынашивать плод до полного срока, не имея иного выбора, либо рисковать жизнью, прибегая к небезопасным подпольным абортам.
Небезопасные аборты являются одной из основных причин материнской смертности в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2008 году вследствие небезопасных абортов погибли 47 000 женщин и пять миллионов стали инвалидами.
Проект всеобъемлющего закона «О населении и возвышении семьи» (проект закона № 315), обсуждение которого планируется в парламенте в следующим месяце, ещё глубже укоренит гендерную дискриминацию, в частности, в отношении женщин, решивших не иметь детей либо неспособных к этому. Проект закона предписывает всем частным и государственным организациям при приёме на некоторые должности отдавать приоритет мужчинам с детьми, женатым мужчинам без детей и замужним женщинам с детьми (в этой последовательности). Кроме того, он затрудняет развод и не поощряет вмешательство полиции и судов в семейные споры, тем самым подвергая женщин повышенной угрозе домашнего насилия.
«Иранские власти должны признать тот факт, что введение этих законов может обернуться катастрофическими последствиями для женщин, подвергающихся жестокости в семье», - сказала Хассиба Хадж Сахрауи.
Согласно гражданскому кодексу Ирана, женщины, желающие развестись, должны доказать, что терпят «невыносимые лишения», хотя мужчины могут развестись, не приводя причин. Кроме того, мужчины, состоящие в полигамных браках, обладают исключительным правом иметь не менее двух постоянных жён и неограниченное число жён во «временных» браках. Проект закона № 315 будет поощрять судей выносить решения против развода, предлагая премии в зависимости от числа дел, завершившихся примирением супругов.
«Оба законопроекта говорят женщинам, что они годятся только на то, чтобы быть послушными домохозяйками и рожать детей, и подразумевают, что они не имеют права работать и строить карьеру, пока не выполнят эту основную функцию и долг. Законопроекты противоречат реальному положению иранских женщин, которые (по крайней мере до сегодняшнего дня) составляли большинство выпускников университетов и около 17% рабочей силы страны», - сказала Хассиба Хадж Сахрауи.
Несмотря на утверждения иранских властей, в том числе заявления президента Хасана Рухани, о том, что к мужчинам и женщинам в Иране относятся наравне, в действительности это далеко не так. Сексуальное насилие и дискриминация в отношении женщин в Иране процветают, и женщинам отказывают в равных правах в отношении брака, развода, опеки детей, наследования, путешествий и даже выбора одежды. Уголовный кодекс Ирана карает лишением свободы или денежным штрафом женщин и девочек даже в возрасте 9 лет, которые не покрывают голову платком и не соблюдают обязательной формы одежды. Полиция регулярно применяет эти законы с целью преследования и задержания женщин в общественных местах за внешний вид и одежду.
Согласно действующему Гражданскому кодексу, женщина не имеет права на содержание в браке, если отказывается исполнять «супружеские обязанности», что может включать отказ от сексуальных отношений с мужем или выход из дома без разрешения.
Показаниям женщины в суде придаётся наполовину меньше значения, чем показаниям мужчины, а компенсация за убийство женщины или нанесение ей увечий составляет половину той, что выплачивается за тот же ущерб мужчине. Возраст наступления уголовной ответственности для девочек составляет чуть меньше девяти лет, однако для мальчиков - чуть меньше 15. Изнасилование в браке и домашнее насилие не признаются уголовным преступлением. Лесбиянство предусматривает наказание до 100 ударов плетью, причём четвёртый по счёту обвинительный приговор влечёт смертную казнь. Ранние и принудительные браки - частое явление: по данным годового доклада Национальной организации регистрации актов гражданского состояния за оды, в браке состоят 41 226 девочек в возрасте от 10 до 14 лет и не менее 201 девочки младше 10 лет. В ряде университетов женщинам запрещают изучать некоторые предметы - от инженерного дела до английской литературы, вследствие квот, нацеленных на то, чтобы свести на нет успехи, достигнутые по части числа и доли женщин-студенток в университетах. Кроме того, им не разрешают посещать спортивные мероприятия на общественных стадионах.
«Иранские власти с помощью законодательных мер стремятся пресечь успехи женщин в стране, ограничивая их жизнь лишь ролью матери и жены. Вместо того, чтобы придумывать новые способы дискриминации иранских женщин, власти должны признать тот факт, что женщины - люди, обладающие основными правами, и отказаться от этих дискриминирующих законов», - сказала Хассиба Хадж Сахрауи.
«И без этих законов власти уже контролируют, что иранским женщинам носить, где им работать и чему учиться. Теперь они вмешиваются в их личную жизнь, стремясь распоряжаться их телом и предписывая, сколько им иметь детей. Оба законопроекта надлежит отменить и восстановить финансирование услуг по планированию семьи. У женщин должна быть возможность жить достойно без подобных навязчивых нарушений их основных прав и свобод», - отметила Хассиба Хадж Сахрауи.
Цель всемирной кампании Amnesty International под названием «Моё тело - мои права» - положить конец контролю правительств за сексуальными и репродуктивными правами, а также уголовной ответственности за пользование ими. Задача кампании - напомнить государствам об обязательствах соблюдать, защищать и осуществлять сексуальные и репродуктивные права.