Тревожное число стран применяло смертную казнь в 2014 году в ответ на реальные или кажущиеся угрозы государственной безопасности со стороны терроризма, преступности или внутренней нестабильности. К такому выводу пришла Amnesty International в опубликованном сегодня ежегодном докладе о смертной казни в мире.
• Власти государств пытались преодолеть преступность, терроризм и внутреннюю нестабильность таким порочным способом, как смертная казнь
• Резкий рост числа смертных приговоров, преимущественно за счёт Египта и Нигерии, — всего в мире вынесено не менее 2466 смертных приговоров, что на 28% больше, чем в 2013 году
• Всего зарегистрировано 607 казней, что почти на 22% меньше, чем в 2013 году (без учёта Китая, где казнили людей больше, чем во всём остальном мире вместе взятом)
• Число стран, где казнили людей, не изменилось по сравнению с 2013 годом и составило, по имеющимся данным, 22.
Количество смертных приговоров, зафиксированных в 2014 году, по сравнению с 2013 годом подскочило почти на 500 — преимущественно из-за резкого увеличения их числа в Египте и Нигерии, где в связи с внутренним конфликтом и политической нестабильностью выносились, среди прочего, коллективные приговоры.
«Используя смертную казнь для борьбы с преступностью, власти обманывают сами себя. Нет никаких доказательств того, что в плане сдерживания преступности угроза смертной казни действует лучше, чем другие наказания, — сказал Генеральный секретарь Amnesty International Салил Шетти. — Мрачная тенденция властей применять смертную казнь в тщетной попытке разобраться таким образом с реальными или воображаемыми угрозами национальной и общественной безопасности сохранялась весь прошлый год. Какой позор, что так много государств по всему миру фактически играют человеческими жизнями: отправляют людей на смерть за «терроризм» и в попытке стабилизировать обстановку внутри страны, исходя из надуманных предпосылок, что это станет средством сдерживания».
Однако в 2014 поступали и хорошие новости: по сравнению с предыдущим годом зафиксировано меньше казней, а несколько стран предприняли положительные шаги, направленные на отмену смертной казни.
В Китае вновь казнили людей больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых. По мнению Amnesty International, там ежегодно выносятся и приводятся в исполнение тысячи смертных приговоров, однако эта статистика считается государственной тайной, и реальные цифры установить невозможно.
Другие страны, вошедшие в пятёрку мировых лидеров по казням в 2014 году, — Иран (с 289 официально объявленными казнями и ещё не менее чем 454 не признанными властями), Саудовская Аравия (не менее 90), Ирак (не менее 61) и США (35).
Не считая Китая, в 2014 году состоялось, насколько известно, не менее 607 казней против 778 в 2013 году — снижение более чем на 20%.
По имеющимся данным, количество стран, где проводились казни в 2014 году, не изменилось по сравнению с предыдущим годом и составило 22. Это намного меньше, чем 20 лет назад, когда в 1995 году Amnesty International насчитала 42 страны, где прошли казни. Наблюдается явная общемировая тенденция к отказу государств от смертной казни.
«Цифры говорят сами за себя: смертная казнь уходит в прошлое. Тем немногим странам, где продолжают казнить людей, надо хорошенько посмотреть на себя в зеркало и задаться вопросом, хотят они продолжить попрание права на жизнь — или присоединиться к подавляющему большинству государств, которые отказались от этого в высшей степени жестокого и бесчеловечного наказания», — отметил Салил Шетти.
По всему миру имела место тревожная тенденция к применению смертной казни для борьбы с угрозами в сфере государственной безопасности; в частности, в Китае, Пакистане, Иране и Ираке казнили осуждённых за «терроризм».
В Пакистане казни возобновились после чудовищного нападения Талибана на школу в Пешаваре. В декабре казнили семь человек, и власти пообещали казнить ещё сотни осуждённых на смерть за «терроризм». В 2015 году казни продолжились высокими темпами.
Власти Китая использовали смертную казнь как карательный инструмент в политике «жёсткого подавления» беспорядков в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В течение года там казнили не менее 21 человека в связи с различными нападениями, а трём человекам назначили высшую меру наказания при коллективном вынесении приговоров, состоявшемся на стадионе с тысячами зрителей.
«В тот год, когда отвратительные суммарные казни, совершаемые вооружёнными группировками, оставили невиданный отпечаток в сознании всего мира, особенно ужасно, что государственные власти сами с новой силой принимаются за казни, рефлекторно реагируя на терроризм и преступность», — прокомментировал Салил Шетти.
Власти таких стран, как Северная Корея, Иран и Саудовская Аравия, по-прежнему применяли смертную казнь для подавления политического инакомыслия.
В некоторых других государствах казни использовались в не менее порочной попытке обуздать преступность. Так, в Иордании в декабре казнью 11 осуждённых за убийства закончился восьмилетний мораторий, и власти сообщили, что это сделано, чтобы остановить волну насильственных преступлений. Власти Индонезии заявили о планах возобновить казни, преимущественно наркоторговцев, для обеспечения общественной безопасности и преодоления «чрезвычайной ситуации в стране», и в 2015 году они сдержали свои обещания.
Согласно имеющейся информации, в 2014 году произошёл резкий скачок количества смертных приговоров по сравнению с предыдущим годом — не менее 2466 против 1925: их численность выросла больше чем на четверть. Это было обусловлено в основном событиями в Нигерии и Египте, где к смерти проговорили сотни людей.
В Нигерии в 2014 году зафиксировано 659 смертных приговоров, что более чем на 500 превышает значение 2013 года, когда к высшей мере приговорили 141 человека. В течение года военные суды на нескольких процессах вынесли коллективные смертные приговоры примерно 70 военнослужащим. Их осудили за мятеж в контексте вооружённого конфликта с «Боко Харам».
В Египте в 2014 году суды вынесли не менее 509 смертных приговоров, что на 400 больше, чем было зарегистрировано в предыдущем году. Сюда включены коллективные смертные приговоры 37 человекам в апреле и 183 — в июне, вынесенные на несправедливых коллективных процессах.
Методы казней, которые применялись в 2014 году, включали в себя обезглавливание, повешение, смертельные инъекции и расстрел. В Иране и Саудовской Аравии проводились публичные казни.
Смертные приговоры выносились за различные правонарушения, не сопряжённые с убийством, включая разбой, преступления, связанные с наркотиками, и экономические преступления. Людей приговаривали к смерти даже за «прелюбодеяние», «богохульство» и «колдовство», что вообще не должно считаться преступлением. Во многих странах использовались расплывчато сформулированные политические «преступления», чтобы отправлять на казнь реальных или предполагаемых оппозиционеров.
США оставались единственной страной региона, где лишали людей жизни, однако число казней там снизилось с 39 в 2013 году до 35 в 2014 году, что отражает устойчивое сокращение применения высшей меры наказания в стране за последние годы. В 2014 году казни состоялись лишь в семи штатах (снижение по сравнению с девятью в 2013 году), и 89% всех случаев пришлись на четыре из них: Техас, Миссури, Флориду и Оклахому. В феврале власти штата Вашингтон ввели мораторий на казни. Общее количество смертных приговоров сократилось с 95 в 2013 году до 77 в 2014 году.
В 2014 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе имели место разнонаправленные события в сфере смертной казни. Казни были зафиксированы в девяти странах, что на одну меньше, чем годом ранее. Пакистан прервал мораторий на казни гражданских лиц. В регионе было зарегистрировано 32 казни, но сюда не входят цифры по Китаю и Северной Корее, откуда невозможно получить проверенные данные. Индонезия объявила о планах возобновить в 2015 году казни, преимущественно для наркоторговцев.
Тихоокеанская часть региона оставалась единственной зоной мира, фактически свободной от смертной казни, хотя власти Папуа — Новой Гвинеи и Кирибати предпринимали шаги, направленные на возобновление казней либо введение смертной казни.
В Африке к югу от Сахары в 2014 году наблюдался особенный прогресс. В трёх странах было зарегистрировано 46 казней против 64 казней в пяти странах в 2013 году — снижение на 28%. Насколько известно, казни проходили только в трёх государствах: в Сомали, Судане и Экваториальной Гвинее.
Мадагаскар предпринял положительный шаг, направленный на отмену смертной казни: 10 декабря Национальная ассамблея страны приняла законопроект об отмене смертной казни, но для его вступления в силу нужно, чтобы его подписал президент.
В Беларуси — единственной стране региона, где сохраняется смертная казнь, — в течение года казнили как минимум трёх человек, прервав тем самым двухлетнюю паузу. Казни проводились в обстановке секретности; родственников и адвокатов информировали лишь постфактум.
Широкая распространённость смертной казни на Ближнем Востоке и в Северной Африке по-прежнему внушала глубокое беспокойство. На долю Ирака, Ирана и Саудовской Аравии пришлось 90% от всех зарегистрированных казней в регионе и 72% всех отмеченных случаев в мире (исключая Китай).
В 2014 году казни были зафиксированы в восьми странах — это на две больше, чем в 2013 году. Смертные приговоры выносились в 16 странах, что составляет подавляющее большинство стран региона.
Общее количество казней, зарегистрированных в регионе, снизилось с 638 в 2013 году до 491 в прошлом. Однако эти цифры не включают в себя сотни казней, которые, насколько известно, состоялись в Иране, но не были официально объявлены. В 2014 году иранские власти признали 289 казней, однако, по информации из надёжных источников, прошло ещё 454 казни; таким образом, общее число достигло 743.
Ежегодный доклад о смертной казни в мире