Правозащитный Марафон - 2014 собрал три миллиона писем

Вот уже 12 лет каждый год растёт число всемирных акций в рамках Марафона писем. В 2014 году их количество впервые превысило отметку 3 миллиона.

По мере роста числа акций в рамках кампании крепнет и мобилизация. В этом году в кампании участвует рекордное количество стран, причём особые успехи отмечаются в странах и территориальных образованиях, где у Amnesty нет официального присутствия. В 2013 году мероприятия в различных странах мира проводились 21 волонтёром организации, а в 2014 году волонтёров было уже 84. Работа секций и структур Amnesty также улучшилась, и многие сообщили о беспрецедентной мобилизации среди своих активистов.

Мы стали свидетелями отличных результатов для прав человека в случаях, фигурировавших в кампании в 2014 году: жизнь людей реально изменилась. В декабре дочери Лю Пин впервые разрешили свидание с матерью. В январе текущего года Амстердамская клиника в муниципалитете Мкхондо увеличила частоту оказания антенатальных услуг с двух до семи дней в неделю. Теперь живущие в этом районе женщины и девушки могут пользоваться этими услугами ежедневно. Шестого марта Параскеви Кокони встретилась с министром юстиции Греции, чтобы передать ему письма и подписи, собранные в ходе кампании. Министр заявил, что «действующие антирасистские законы недостаточно жёстки» и предложил меры по укреплению соответствующих положений Уголовного кодекса Греции.

Двадцать седьмого марта власти заявили о начале расследования по делу о пытках Джеррима Корре, а 6 апреля подтвердилась информация о том, что расследование началось благодаря письмам, полученным «от правозащитной организации» (и мы можем с уверенностью сказать, что это была Amnesty International). Десятого апреля в Норвегии состоялась пресс-конференция, на которой присутствовала Джон Джинетт Сольстад Ремё. В ходе пресс-конференции министр здравоохранения пообещал законодательную инициативу по созданию открытой и доступной процедуры законодательного признания пола в соответствии с гендерной индентичностью лица.

Челси Мэннинг

21 августа 2013 года рядовую армии США Челси Мэннинг приговорили к 35 годам лишения свободы после того, как та предоставила секретные материалы правительства США сайту Wikileaks. В некоторых документах упоминались возможные нарушения прав человека и норм гуманитарного права, совершённые войсками США за рубежом, афганскими и иракскими войсками, действующими совместно с армией США, а также ЦРУ.

В ходе Марафона писем-2014 в акции по делу Челси Мэннинг приняли участие более 240 000 человек. Из них около 220 000 призвали президента Обаму позаботиться о немедленном освобождении Челси Мэннинг, об оперативном и эффективном расследовании всех изобличённых ей грубых нарушений прав человека, а также о защите лиц, раскрывающих информацию, которую имеет право знать общественность. Из общего числа участников более 17 000 человек отправили письма солидарности Челси в тюрьму «Форт Ливенворт». Челси сказала: «Я прочитала каждое из них!» Активисты из 36 секций и структур Amnesty International выступали в поддержку Челси на протяжении всей кампании.

Челси Мэннинг не смогла ответить на каждое письмо солидарности, доставленное ей в тюрьму. Она получила тысячи писем со словами поддержки и написала ответы ряду активистов из Германии, Канады, Испании и Австрии, а также в Международный секретариат. В своих письмах Челси поблагодарила AI за поддержку в ходе кампании. Вот что она сказала:

«Большое спасибо за чуткость ваших открыток и писем. Я очень благодарна за невероятную и искреннюю поддержку десятков тысяч людей… которые нашли время написать мне и президенту. Открытки и письма буквально наводняют почтовое отделение и мою камеру в день моего рождения, в праздники и в ходе Марафона писем.

Мне очень хотелось бы ответить каждому из вас, но здесь в тюрьме у меня нет ни времени, ни возможности ответить на десятки тысяч писем и открыток. Но я могу сказать вам спасибо и надеюсь, что этого слова хватит, чтобы выразить мою искреннюю благодарность всем вам».

Раиф Бадави

Дело Раифа привлекло феноменальное число активистов: мы стали свидетелями беспрецедентной мобилизации в работе секций и структур по этому делу и особенно во время и после Марафона писем-2014, когда 9 января Раифа подвергли порке после пятничной молитвы у мечети в городе Джедда, что на побережье Красного моря.

Amnesty International занималась делом Раифа Бадави с тех пор, как его арестовали в 2012 году. Работа началась с акции срочной помощи (АСП), опубликованной после того, как наши контакты в Саудовской Аравии сообщили группе Amnesty по этой стране о его задержании саудовскими властями. Несколько секций и структур начали работу по его делу и не прекращали её на протяжении всего времени его пребывания под стражей, особенно в Норвегии и Нидерландах.

В мае 2013 года группа предложила включить дело Раифа в Марафон писем-2014, и в июле получила подтверждение о его включении в кампанию. Дело Раифа пользовалось популярностью у секций и структур и стало третьим по числу участников акций, отчасти благодаря проводившейся ими ранее работе. Хотя в ходе Марафона писем по делу Раифа была проделана большая работа, настоящая мобилизация началась после его наказания 9 января.

Очевидно, что участие секций и структур в Марафоне писем позволило им ознакомиться с этим делом и быстро мобилизоваться. Благодаря добрым рабочим отношениям группы по Саудовской Аравии и управляющего проектом Марафона, сложившимся до начала и в ходе кампании, преемственность в этом деле обеспечила оперативную реакцию в ответ на текущую ситуацию. Секции и структуры были готовы к работе с делом, уже располагая множеством материалов в помощь кампании.

Жена Раифа Энсаф Хайдар сообщила нам: «Когда группа Amnesty International по Саудовской Аравии сообщила мне, что дело мужа войдёт в крупную ежегодную кампанию, я очень обрадовалась, потому что по его делу будет ещё больше работы. Но я не знала, что означает участие в кампании, и не представляла её масштабов, пока не увидела тысячи приходивших нам сообщений в «Твиттере» со словами солидарности и поддержки! Ещё больше меня поразило количество писем, пришедших мне и детям. Не знаю, как мне благодарить всех вас за каждое слово, каждый твит и каждое письмо, отправленные нам. Благодаря вам Раиф и я постоянно чувствовали поддержку в моменты, когда нам казалось, что до наших страданий никому нет дела».

Параскеви Кокони

13 октября 2012 года Параскеви Кокони, её сын, которому тогда было 11 лет, и её 23-летний племянник, страдающий психическим заболеванием, приехали в центр Этолико. Параскеви рассказала Amnesty International, что мужчина, сидевший в кафе поблизости, узнал в ней родственницу местного лидера ромов. Из кафе тут же выбежали шестеро или семеро мужчин и напали на них. Параскеви и её племянника били ногами, кулаками и деревянными поленьями, которые нападавшие взяли из стоявшего неподалёку грузовика.

В то время в Этолико происходили серии жестоких нападений на расовой почве на семьи ромов. В августе 2012 года и в январе 2013 года группы местных жителей, предположительно подстрекаемые греческой партией «Золотой рассвет» крайне правого толка, нападали на ромов и их дома, запугивали их и портили их имущество. Некоторые ромы получили ранения, и многие другие, в том числе Параскеви и её родные, покинули свои дома.

Кампания в поддержку Параскеви и Костаса в борьбе за справедливость началась в начале 2014 года ещё до старта Марафона писем. Сотрудники Amnesty International впервые встретились с Параскеви Кокони во время сбора материалов для доклада под названием “We ask for justice” Europe’s failure to protect Roma from racist violence («“Мы просим справедливости”: неспособность Европы защитить ромов от насилия на расовой почве», на англ. яз.), опубликованного в апреле 2014 года. Её дело выбрали как наиболее веское и показательное в плане дискриминации и недоступности правосудия, с которыми сталкиваются ромы, особенно в период, когда в Греции резко участились нападения на расовой почве и усилилась ксенофобия. Предполагалось, что в результате давления международной общественности и резонанса дела у Параскеви и Костаса будет больше шансов на правосудие. Кроме того, с учётом очевидных физических и психологических последствий нападения мы знали, что акции солидарности сыграют критическую роль в их поддержке.

В ноябре 2013 года троим мужчинам предъявили обвинения в причинении тяжких телесных повреждений в связи с нападением на Параскеви и её племянника. Хотя законодательные положения, нацеленные на борьбу с преступлениями на почве ненависти, действуют в Греции уже несколько лет, следователи зачастую не рассматривают возможные расовые мотивы преступления, а прокуроры лишь в редких случаях представляют соответствующие доказательства суду. В случае Параскеви и её племянника контекст предыдущих нападений на расовой почве в Этолико не приняли во внимание, и следствие не рассмотрело возможные расовые мотивы нападения.

В Греции дела о предполагаемых преступлениях на почве ненависти лишь в редких случаях доходят до судов. По этой причине дело Параскеви имеет важное значение, поскольку даёт возможность создать прецедент и привлечь к ответственности виновников преступления.

Эркин Мусаев

Эркина Мусаева приговорили к лишению свободы на общий срок 20 лет по обвинениям, носившим политическую подоплёку, а именно: в государственной измене и злоупотреблении служебным положением. Приговоры вынесли по итогам трёх не связанных между собой судебных разбирательств в 2006 и 2007 годах. В настоящее время он отбывает срок лишения свободы в исправительной колонии в Навоийской области Узбекистана.

В стране, известной суровыми условиями содержания заключённых, положение Эркина остаётся тяжёлым. После свидания с ним в январе 2015 года родители Эркина сообщили, что состояние его здоровья плохое, а администрация колонии не оказывает ему необходимой медицинской помощи и умышленно изолирует от других заключённых и от внешнего мира.

Несмотря на многочисленные жалобы Эркина, его адвокатов и родственников, на сегодня эффективных расследований по его заявлениям о пытках во время пребывания под стражей с целью выбить у него признания не проводилось. Власти по-прежнему игнорируют мнение Рабочей группы ООН по произвольным задержаниям 2008 года и решение Комитета ООН по правам человека 2012 года, которые однозначно заявили, что права Эркина были нарушены и по-прежнему нарушаются. В январе 2015 года отец Эркина получил очередное письмо Верховного суда, в котором говорилось об отсутствии процессуальных нарушений в его деле.

Именно в такой трудной и обескураживающей ситуации Марафон писем сыграл критическую роль. Несмотря на очевидную решимость Узбекистана урезать свои международные обязательства, отмечаются явные признаки того, что власти не ограждены от международного давления и что это давление способно вызвать положительные изменения. Проведение столь заметной и широкой международной кампании по такой стране, как Узбекистан, служит чётким сигналом властям о том, что мир следит за их действиями и что люди, томящиеся за решёткой в результате выбитых под пытками признаний, не забыты.

Хотя до Эркина так и не дошло ни одно письмо, отправленное активистами в колонию, её администрации стало известно о внимании международной общественности к его делу. Родственники Эркина, которые постоянно поддерживают контакт с группой по Узбекистану и активно участвуют в кампании, служат нитью, связывающей Эркина с внешним миром. Они рассказали ему о поддержке, которую ему оказывают активисты по всему миру.

#новости #добрыевести