Трансгендерам в Норвегии больше не потребуется проходить через инвазивное медицинское вмешательство для того, чтобы их пол мог быть признан юридически. Об этом объявила комиссия экспертов 10 апреля 2015 года.
История активистки Джона Джанет Сольстад Ремё — её поддержали тысячи людей по всему миру во время марафона Amnesty International по написанию писем в 2014 году — показывает, насколько сильно могут изменить ситуацию власти страны, приняв поправки к законам.
Капитан подводной лодки Джон Ремё тщательно оберегал свою тайну и прятал женскую одежду в подвале. Пройдёт ещё 30 лет до того момента, как его секрет будет полностью раскрыт.
Джон был непредсказуемым ребёнком. Сквернословил, дрался, играл в рок-группе. Пошёл служить на флот и к 27 годам дослужился до капитана подводной лодки.
Однажды вечером на судне зазвонил телефон. Джону звонила жена. В подвале она обнаружила мешок с женской одеждой. Джон понял, что попался, но говорить по ведомственному телефону было слишком рискованно. Он пообещал написать ей письмо.
На следующее утро подводная лодка Джона ушла патрулировать северную часть Баренцева моря. Холодная война была в самом разгаре. И жене пришлось ждать, пока почта доставит ей письмо с правдой о её муже.
«Не могу представить себе ситуацию, при которой парламент теперь не примет этот закон. А когда закон вступит в силу, человек сможет выбирать свой юридический пол».
Всё началось больше чем за 20 лет до этого в маленьком приморском городке Норвегии. Четырёхлетнего Джона, надевшего платье, застала мама. Она негодовала — сын совершил неслыханный, недопустимый поступок.
«Мы обе испугались. Я поняла, что ступила на опасную почву, но я всегда чувствовала себя девочкой, хотела выглядеть, как девочка, играть с девочками», — рассказывает Джон Джанет.
Выросший в консервативные 1950-е годы, Джон осознавал, что надо притворяться мальчиком, если он хочет, чтобы его любили. Условной любовью.
«Я начала притворяться, но от стараний так переигрывала, что превратилась в малопривлекательного подростка. Я быстро освоила самые страшные ругательства и научилась драться», — продолжает она.
При этом сложный подросток Джон любил музыку. Именно музыка позволила ему продолжить изучение своей подавляемой женской сущности. У его тёти была гитара, и она дала ему ключи от своего дома, чтобы он занимался.
«У неё была красивая одежда, шёлковое бельё, туфли на высоких каблуках. Приходя туда, я ощущала себя такой свободной и счастливой, когда мерила всё это и была собой. Но мне было грустно, что в таком виде я не могла никому показаться», — говорит Джон Джанет.
Скорее всего, тётя всё знала, но ни разу не сказала ему ни слова. «Тётя была миниатюрной женщиной, и я до сих пор не могу забыть, как мне было горько, когда я выросла из её туфель», — вспоминает Джон Джанет.
Джон покинул родительский дом в 17 лет, а когда ему было чуть больше 20, он женился. Потом у него родился сын. Став отцом с жёсткой бородой и работой, достойной настоящего мачо, он теперь полностью соответствовал своему полу.
Странным образом, жена Джона испытала облегчение, когда, наконец, получила письмо. Ведь поначалу она решила, что Джон кого-то убил, а одежду спрятал в сумке.
Однако стоило правде выплыть наружу, стало ясно, что их отношения строились на лжи и не могли продолжаться.
«Я любила её и боялась потерять. Я надеялась, что моя потребность быть женщиной пройдёт, что женившись, я смогу без этого обходиться. Но я выдержала всего месяц, а потом опять начала тайно переодеваться», — говорит Джон Джанет.
Тридцать лет спустя после того, как в подвале обнаружилась сумка с одеждой, наконец, стало возможным, не таясь, открыто пройтись по главной торговой улице Осло как женщина: «Это было такое пьянящее чувство свободы», — отмечает Джон Джанет.
Прохожие никогда бы не догадались, что у этой высокой, стильно одетой, уверенной в себе женщины лет шестидесяти тело мужчины.
Она относительно просто поменяла своё имя в документах. Сейчас для друзей она просто Джанет. Но за пределами узкого круга она использует «Джон Джанет», чтобы привлечь внимание к дискриминации, с которой она и другие трансгендеры по-прежнему сталкиваются в Норвегии.
Потому что поменять свой юридический пол (чтобы в водительских правах, паспорте и других документах он был женским) — это совсем другая история. По норвежским законам, ей необходимо пройти через обязательную процедуру «реальной смены пола», основанную на суровой практике 1970-х годов.
Процедура включает в себя удаление репродуктивных органов, то есть стерилизацию. Кроме того, требуется психиатрический диагноз, то есть человек вынужден признать, что страдает душевным расстройством. Джон Джанет отказалась подвергаться всему этому. «Гормоны меняют тело и психику — это как вернуться в пубертат», — объясняет она.
Поэтому в официальных документах она по-прежнему числится мужчиной. Её трансгендерность унизительно выставлена напоказ и часто становится предметом обсуждения, когда она заселяется в отель, забирает рецептурное лекарство в аптеке или книгу в местной библиотеке.
«Я сижу в приёмной, как женщина, и жду, когда меня вызовут по моему мужскому имени. Я готова к этому, но всё равно каждый раз чувствую себя униженной и расстраиваюсь» — говорит Джон Джанет.
Джон Джанет не хочет делать операцию в обмен на женские документы. Она «чрезвычайно удивилась», когда узнала, что активисты Amnesty International по всему миру собираются поддержать её в ходе международного марафона по написанию писем в декабре 2014 года. А теперь, всего четыре месяца спустя, наша цель почти достигнута.
«Это всё, о чём я мечтала и на что надеялась, — сказала она после того, как 10 апреля 2015 года поступила рекомендация изменить законодательство. — За это стоило бороться. Ушло много времени, но когда мы, наконец, увидели результат своей работы, мы были счастливы».
Она продолжила: «Не могу представить себе ситуацию, при которой парламент теперь не примет этот закон. А когда закон вступит в силу, человек сможет выбирать свой юридический пол.
Без помощи Amnesty International мы бы никогда не добились сегодняшнего результата. Даже министр Бент Хёйе признал, какую огромную роль она сыграла при рассмотрении вопроса в правительстве.
Люди по всему миру оказали нам фантастическую поддержку. Я такого не ожидала и очень рада положительному вниманию к своему делу. Я хочу горячо поблагодарить всех, кто поддержал меня и других в этой борьбе».
«Люди по всему миру оказали нам фантастическую поддержку. Я хочу горячо поблагодарить всех, кто поддержал меня и других в этой борьбе», - говорит Джон Джанет
Автор: Кристин Хулаас Сунде