Десять лет назад в далёком Андижане произошли трагические события. Силовые структуры открыли беспорядочную стрельбу по толпе людей, собравшихся на центральной площади в городе Андижан на востоке Узбекистана. По поступавшим сообщениям, в ходе стрельбы по разбегавшимся людям были убито более сотни гражданских лиц.
Ровно 10 лет спустя активисты Amnesty International захотели высказать свою озабоченность ситуацией с нарушениями прав человека, с пытками в Узбекистане, приурочив свою акцию к годовщине кровавых событий в этой стране.
Были поданы две заявки в префектуру Москвы с уведомлением о намерении провести акции на Полянке и около посольства Узбекистана в Погорельском переулке.
Следует сказать, что правозащитники из Amnesty International проводили акции около узбекского посольства в Москве в прошлом, — например, против смертной казни в этой стране. Разрешения, или, — использую официальную формулировку, — согласования, выдавались московскими властями безоговорочно.
Следует также сказать, что наши активисты замечали, что разрешения на акции протеста у посольства, скажем, США (также против смертной казни в этой стране) выдавались быстрее, чем, например, на акции у посольства Беларуси. Но, как правило, проблем с разрешением не возникало.
Последние годы, однако, ознаменовались тем, что власти Москвы давали разрешения на проведение пикетов всё менее охотно, перенося место их проведения в укромные уголки, а то и просто отказываясь, ссылаясь на рост экстремизма и терроризма, которому вынуждены противостоять правоохранительные органы: некому, дескать, поддерживать порядок около ваших пикетов.
Но ответ на недавнюю просьбу активистов провести акции против пыток в Узбекистане, приуроченную к годовщине Андижанских событий, поразил воображение даже ко всему привычных людей.
Новое толкование закона о митингах и демонстрациях было изложено в ответе московской префектуры, причём текст закона 54-ФЗ был подредактирован официальным органом. В статью 2 первой главы закона неизвестным нам чиновником были внесены слова «Российской Федерации», что позволило разрешительному органу отказать в проведении акции, направленной на свободное выражение своего мнения. Привлечение внимания граждан к нарушениям прав человека в Узбекистане теперь «не соответствует требованиям» подредактированной статьи.
Если до сих пор российские власти легко давали разрешение на акции, направленные на выражение и формирование мнений в отношении других стран, то отныне, — по крайней мере в отношении Узбекистана, — получите отказ.
На память приходят недавнее шествие в день годовщины Евромайдана: центр Москвы был забит гражданами, мирно выражавшими свои мнения касательно протестов в Киеве, случившимся год назад.
Остаётся одно — люди должны опытным путём выяснять, в отношении каких стран московские власти разрешают гражданам выражать своё мнение, а какие страны надёжно защищены запретом московской префектуры.
Как вы думаете, США в каком списке окажутся?
Автор: Сергей Никитин, директор российского представительства Amnesty International