Правозащитницу из Узбекистана, Елену Урлаеву, задержали сотрудники милиции тридцать первого мая. Женщину подвергли пыткам, сексуальному насилию и унижению, принуждая отдать карту памяти из фотоаппарата. Карта памяти содержала фотографические свидетельства нарушений прав человека, зафиксированные Еленой Урлаевой.
Участвуй: напиши обращение своими словами или возьми за образец письмо ниже. Если ответят, напиши нам на [email protected]! Расскажи друзьям о своём участии в #АСП.
Елену Урлаеву, правозащитницу и главу независимой НКО «Правозащитный альянс Узбекистана», задержали сотрудники милиции тридцать первого мая. В тот день она осуществляла мониторинг использования принудительного труда при обработке хлопковых полей. В течение нескольких часов женщину удерживали под стражей в местном отделе милиции в городе Чиназе Ташкентской области (северо-восточная часть Узбекистана). Сотрудники милиции изъяли у неё ноутбук и цифровой фотоаппарат.
По словам Елены Урлаевой, один из милиционеров бил её по голове и требовал рассказать, где она спрятала карту памяти из фотоаппарата. Другие сотрудники милиции (все мужского пола) кричали на неё и словесно оскорбляли, называя «агентом США» и предательницей, а также обвиняя в продаже государственных тайн Узбекистана другим странам. Как поясняет Елена Урлаева, милиционеры вызвали в отдел медицинских работников, которые сделали ей три укола, после которых она почувствовала слабость. Женщину полностью раздели и дважды провели влагалищное исследование. Сначала её силой удерживали на кровати, пока женщина-врач проводила влагалищное исследование, предположительно для того, чтобы найти карту памяти. Когда врачу не удалось найти карту памяти, милиционеры заставили Елену Урлаеву сесть на стул. Сотрудники милиции и один из медицинских работников (мужского пола) держали её за руки и за ноги в то время, как женщина-врач ввела женщине во влагалище гинекологическое зеркало для проведения повторного досмотра. Указанные манипуляции привели к тому, что у женщины открылось кровотечение. Кроме того, Елене Урлаевой досмотрели задний проход. Затем милиционеры доставили её в местную больницу, чтобы сделать рентген грудной клетки и брюшной полости. После рентгена Елена Урлаева попросила отвести её в туалет, однако, сотрудники милиции заставили её помочиться прямо на газоне перед больницей. Милиционеры снимали и фотографировали этот процесс и угрожали выложить фотографии в интернет, если женщина пожалуется на обращение с ней.
Первого июня Елена Урлаева провела пикет перед зданием Министерства внутренних дел в Ташкенте. Женщина держала плакат с требованием привлечь к ответственности лиц, виновных в применении к ней пыток и других видов жестокого обращения. На место прибыли сотрудники силовых органов и отвели женщину в здание МВД, где она подала соответствующее заявление.
В связи с вышеизложенным:
- требую от властей незамедлительно провести беспристрастное и эффективное расследование всех утверждений Елены Урлаевой о применении к ней пыток, сексуального насилия и унижения, а также привлечь виновных к ответственности;
- призываю власти уважать обязательства, взятые на себя в рамках международного права в области прав человека, и гарантировать, что никто не будет подвергаться пыткам и другим видам жестокого обращения;
- требую также принять все меры к тому, чтобы правозащитники могли осуществлять свою законную деятельность, не опасаясь преследования, а также без каких бы то ни было ограничений, включая притеснения, запугивания и нападения.
Елена Урлаева – одна из немногих правозащитников, которые до сих пор остаются и продолжают работать в Узбекистане. Она расследует факты нарушений прав человека и пишет для международного сообщества статьи на эту тему, а также активно сотрудничает с правозащитниками в Узбекистане и за его пределами. Она уже освещала условия труда при обработке хлопковых полей. Правозащитники критиковали Узбекистан за использование принудительного труда в период сбора хлопка. Власти делают всё возможное для того, чтобы доказательства подобных нарушений не были выявлены и доведены до сведения международного сообщества. По утверждению властей, заявления о принудительном труде и бесчеловечных и унижающих достоинство условиях жизни лиц, привлекаемых для сбора хлопка, в действительности ложь, которая распространяется странами, конкурирующими на рынке по выращиванию хлопка, с тем, чтобы манипулировать мировым рынком хлопка. В 2013 году власти Узбекистана согласились принять независимых наблюдателей Международной организации труда (МОТ) с целью надзора за сбором хлопка в разных частях Узбекистана. Тем не менее наблюдателей МОТ сопровождали госслужащие, а правозащитники сообщили, что власти проинструктировали лиц, участвующих в сборе хлопка, о том, что отвечать наблюдателям МОТ.
Узбекистан – одно из наиболее авторитарных государств мира. Власти страны причастны к грубым, систематическим и повсеместным нарушениям прав человека, в том числе жёстким ограничениям на свободу собраний, свободу ассоциаций и свободу выражения мнений. Кроме того, пытки и другие виды жестокого обращения с задержанными и заключёнными со стороны сотрудников силовых органов носят массовый характер. Известные правозащитники, критики правительства и независимые журналисты вынуждены уезжать из Узбекистана во избежание арестов, а также непрекращающегося преследования и запугивания со стороны силовиков и местных властей. Многие из них продолжают страдать от преследования узбекских властей даже за границей.
Пытки и другие виды жестокого обращения – характерные черты системы уголовного правосудия Узбекистана. Они играют главную роль, когда речь идёт о том, каким образом власти Узбекистана относятся к инакомыслию, борются с реальными и мнимыми угрозами безопасности, а равно удерживают власть.
В большинстве случаев применения пыток и других видов жестокого обращения, о которых стало известно Amnesty International, часто фигурирует сексуальное насилие. Людей, помимо прочего, раздевают и заставляют стоять перед группой сотрудников силовых органов или другими задержанными, которые выкрикивают оскорбления или язвительные замечания сексуального характера.