Новый закон о слежке, который наделяет широкими полномочиями французские власти и позволит им следить за действиями людей в интернете и за его пределами, вступит в силу лишь спустя несколько дней после того, как высший конституционный орган утвердил все кроме трёх его статей. Об этом заявила Amnesty International.
Правительство Франции в спешном порядке провело через парламент проект закона о слежке после произошедших ранее в этом году нападений в Париже, и при этом обошло вниманием решительные возражения правозащитных организаций, судей, высокотехнологичных компаний, профсоюзов, юристов и парламентариев, а также критику международных организаций по правам человека.
«Принятое вчера вечером решение устраняет последнее препятствие на пути закона, который нанесёт тяжёлый удар по правам человека во Франции. Те меры надзора, которые разрешает этот закон, в огромной степени несоразмерны. Широкие слои населения страны вскоре могут оказаться “под колпаком” на неясных основаниях и без предварительной санкции суда», — сказала Гаури ван Гулик, заместитель директора региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Массовая слежка спецслужб США и Великобритании осуждалась во всём мире, однако французские власти, по всей видимости, стремятся подражать своим американским и британским коллегам, позволяя властям перехватывать и читать переписку людей, когда им вздумается», — отметила она.
Решение принято лишь два дня спустя после того, как Комитет ООН по правам человека, который уполномочен следить за соблюдением Францией обязательств в рамках договора, критиковал этот закон, предоставляющий французскому правительству «чрезмерно широкие полномочия слежки». Вопреки аргументам ООН, Конституционный совет не отверг положение о том, что разрешение на слежку даёт премьер-министр, а не судья, и не признал незаконными цели, допускающие слежку, в тех формулировках, в каких они перечислены в тексте закона.
В существующей редакции закон включает следующие основные проблемы:
• позволяет премьер-министру санкционировать навязчивые меры слежки, цели которых широки и плохо обозначены, например, «важные внешнеполитические интересы», защита «экономических, промышленных и научных интересов» Франции и предотвращение «массового насилия» и «организованной преступности»;
• позволяет прибегать к средствам массовой слежки для перехвата переговоров по мобильному телефону и «чёрным ящикам» (в целях борьбы с терроризмом), установленным у интернет-провайдеров, с целью сбора и анализа личных данных миллионов интернет-пользователей;
• не предусматривает независимого надзора: вместо судебной санкции премьер-министру будет необходимо лишь мнение нового органа — «Национального комитета по контролю за методами сбора разведданных», которым он не обязан руководствоваться;
• людям будет трудно либо вовсе невозможно узнать, являются ли они объектом незаконной слежки, либо изобличить злоупотребления полномочиями слежки.
Конституционный совет отклонил одну из чрезмерных статей закона, касающуюся слежки за международной перепиской и позволяющую перехватывать сообщения, «отправленные или полученные» за рубежом. Amnesty International ранее предупреждала, что статья касается фактически всех видов обмена информацией через интернет. Кроме того, совет отклонил статью, которая позволяет разведслужбам вести слежку без каких-либо санкций (даже без санкции премьер-министра) в случаях «экстренной угрозы».
«Этот закон — вопиющее нарушение международных прав на неприкосновенность частной жизни и свободу слова. Любое лицо, расследующее действия французского правительства или французских компаний либо организующее протест может стать объектом слежки в крайне назойливых формах. Средства массовой слежки, включая чёрные ящики, сделают досягаемыми для французских властей всю информацию, которой обменивается в интернете население Франции и других стран», — сказала Женевьев Гарриго, руководитель Amnesty International во Франции.
В документе, представленном Конституционному совету 10 июля французские правозащитные организации, включая Amnesty International во Франции, заявили, что законопроект о сборе разведданных является неконституционным.