Военная полиция в Рио-де-Жанейро, по всей видимости, придерживается стратегии «сначала стреляем, потом задаём вопросы»; это ведёт к зашкаливающему уровню убийств, которые редко расследуются, а ответственные за них редко предстают перед правосудием», - заявила Amnesty International в связи с публикацией эксклюзивных статистических данных и аналитических материалов в преддверии Олимпийских игр 2016 года, которые состоятся в Рио-де-Жанейро через год.
В докладе «Вы убили моего сына: Убийства, совершённые военной полицией в Рио-де-Жанейро» сообщается, что по меньшей мере 16% от общего числа убийств, зафиксированных в городе за последние пять лет, были совершены руками находившихся при исполнении сотрудников полиции – всего 1 519 убийств. Только в фавеле Акари, на севере города, Amnesty International обнаружила доказательства, заставляющие предположить, что по крайней мере 9 из 10 убийств, совершённых сотрудниками военной полиции в 2014 году, представляли собой внесудебные казни.
“Рио-де-Жанейро – это на самом деле два города. С одной стороны – блеск и гламур, призванные произвести впечатление на весь мир, с другой стороны – город, где полиция совершает репрессивные рейды, истребляя целое поколение”, - заявил Атила Рок, директор представительства Amnesty International в Бразилии.
“Несостоятельная стратегия Бразилии по борьбе с настоящим кризисом в стране, связанным с наркотиками и насилием, имеет плачевные последствия – страдания и опустошение. Слишком много жизней унесло ядовитое сочетание коррупции и плохого оснащения сил полиции, общин, настолько бедных и маргинализованных, что их едва можно разглядеть, и системы уголовного правосудия, которая постоянно оказывается не в состоянии обеспечить правосудие и компенсации для тех, кто пострадал от нарушения прав человека».
Согласно исследованию Amnesty International, военная полиция в Рио-де-Жанейро постоянно применяла чрезмерную силу в ходе операций по обеспечению правопорядка в городских фавелах. Большинство из тех, кто был убит полицейскими в период с 2010 года по 2013 год – чернокожие мужчины в возрасте между 15 и 29 годами.
Подобные убийства редко расследуются. Если человек был убит в ходе полицейского рейда, офицер гражданской полиции составляет административный протокол с целью определить, было ли убийство совершено в рамках самообороны или нужно заводить уголовное дело. На практике многие случаи оформляются как “сопротивление, повлекшее смерть”, что препятствует проведению независимых расследований и ограждает совершивших убийство от гражданских судов.
Рассматривая совершённые полицескими убийства как результат конфронтации, даже если её на самом деле не было, власти не задумываясь обвиняют самих убитых в собственной гибели. Это часто используется в качестве своего рода дымовой завесы для прикрытия внесудебных казней. В случаях, когда полиция заявляет о связях убитого с уголовными группировками, расследование обычно стремится поддержать показания полицейских о том, что убийство было совершено в рамках самообороны, вместо того чтобы выяснить все обстоятельства произошедшего убийства.
Amnesty International также обнаружила, что место преступления зачастую не оставляют в первоначальном виде - полицейские перемещают тело по своему усмотрению и оставляют рядом с телом оружие и прочие “доказательства”. В тех случаях, когда жертва предположительно была связана с наркоторговлей, расследование стремится сделать акцент на её преступной деятельности, чтобы легитимизировать убийство.
Эдуардо де Хесус, 10 лет, был убит военной полицией, когда он сидел у двери своего дома в комплексе фавел Алемао 2 апреля 2015 года.
По словам его матери, Терезиньи Марии де Хесус, 40 лет, всё произошло буквально за считанные секунды.
“Я услышала выстрел и крик… Когда я выбежала наружу, то увидела эту ужасную картину – там лежал мой сын,» – сказала она.
Во время конфликта с сотрудниками военной полиции, стоявшими перед мёртвым телом её сына, один из полицейских направил свой карабин ей в голову и сказал: «Я убил твоего сына, и точно также я могу убить и тебя, ведь я убил сына бандита”.
Терезинья заявила, что полиция почти сразу попыталась всё изменить на месте преступления. Полицейские хотели унести тело Эдуардо, но члены общины не дали им этого сделать. Один из полицейских попытался подложить к телу пистолет в качестве улики преступления.
Через день после смерти Эдуардо сотрудники, ответственные за роковой выстрел, были уволены из правоохранительных органов, а их оружие было изъято для проведения судебной экспертизы. Расследованием дела занимался отдел полиции по ракрытию убийств.
С момента убийства семья Эдуардо получала угрозы и была вынуждена переехать из своего дома, опасаясь репрессий.
“Стратегия устрашения, которую применяет военная полиция в ходе операций в районах городских фавел, включает в себя запугивание жителей и угрозы активистам; она не решит проблем города с безопасностью. Единственное, что может помочь – это согласованная стратегия, направленная на уменьшение числа убийств и гарантирующая, что все случаи нарушения прав человека будут тщательно расследованы, а ответственные за них предстанут перед правосудием”, – заявил Атила Рок.
В Бразилии один из самых высоких уровней убийств в мире: 56 000 человек были убиты в 2012 году.
• В 2012 году более чем 50% убитых было от 15 до 29 лет, 77% из них были чернокожими.
• 8 471 случай убийств, совершённых полицейскими при исполнении, было зафиксировано в штате Рио-де-Жанейро, включая 5 132 убийства в городе Рио-де-Жанейро в период с 2005 по 2014 годы.
• Число совершённых полицейскими убийств, зафиксированных как “сопротивление, повлекшее смерть” в городе Рио-де-Жанейро составляет почти 16% от общего числа совершённых в городе убийств за последние 5 лет.
• Проверяя текущий статус всех 220 расследований убийств, совершённых полицескими, которые были начаты в 2011 в городе Рио-де-Жанейро, Amnesty International обнаружила, что спустя 4 года только в одном случае полицейскому было предъявлено обвинение. По состоянию на апрель 2015 года 183 расследования всё ещё продолжались.