Доказательства, полученные Amnesty International в ходе миссии по сбору данных, свидетельствуют, что в результате множественных авиаударов турецкого правительства были убиты восемь местных жителей и ещё по меньшей мере восемь ранены (среди них один ребёнок); вопиюще незаконному нападению подверглась деревня Зергеле в горах Кандиль в районе иракского Курдистана.
Авиаудары, совершённые 1 августа, стали частью военной кампании, предпринятой Турцией против Курдской рабочей партии (КРП); однако по сведениям, собранным Amnesty International, погибшие жители не были связаны с КРП. Организация призывает турецкое правительство провести независимое, беспристрастное и эффективное расследование авиаударов и обнародовать полученные результаты.
«Недавние нападения в Кандиле, в результате которых мирные жители были искалечены, убиты, а их дома разрушены - терроризируют местное население в районе, где нет никаких военных объектов», - заявила Лама Факих, старший эксперт по вопросам кризисов в Amnesty International, которая побывала в этом районе.
«Полученные доказательства жертв среди населения вызывают серьёзное беспокойство по поводу законности атаки в Кандиле, и подчёркивают необходимость того, чтобы любые расследования авиаударов были независимыми и беспристрастными; виновных необходимо призвать к ответственности, а жертвам и их семьям выплатить компенсации».
Приравниваются ли столкновения между КРП и турецким правительством к немеждународному вооружённому конфликту или нет, - в любом случае и по законам войны, и в соответствии с международными законами в области прав человека, убийство жителей, не связанных с КРП, является незаконным.
Турецкие власти вначале заявили, что целью ударов были члены КРП в «лагере террористов». Позже они также объявили о планах проведения расследования авиаударов совместно с Региональным правительством Курдистана в Ираке (РПК).
Доказательства, собранные в ходе визита Amnesty International в деревню Зергеле через три дня после авиаударов, дают основания предполагать, что все убитые и раненные в ходе нападений не были связаны с КРП. Сотрудники Amnesty International разговаривали с несколькими очевидцами, в том числе с двумя врачами, которые спасали раненых, а также с тремя местными жителями, которые последовательно заявляли, что никто из убитых или раненых не был бойцом КРП, и что в этом районе бойцов КРП нет. В числе убитых был глава местной общины и двое муниципальных работников.
Все очевидцы, которые присутствовали при нападении или прибыли вскоре после него, утверждают, что на жертвах была гражданская одежда и рядом с ними не было никакого оружия. Amnesty International изучила 10 фотографий и одно видео с места происшествия, которые подтверждают эти утверждения очевидцев.
Доктор Медья, врач и член КРП, которая заведует больницей для местных жителей, расположенной в деревне по соседству, описала Amnesty International то, что она увидела, прибыв на место происшествия:
«Я увидела множество людей, рыдающих у тел своих родных. Одна женщина упала… у неё была гипертензия. Я увидела кого-то, кто был ранен в голову. Я увидела человека… [его органы вывалились] наружу, [он был] ранен, в шоковом состоянии… Он [Наджиб Азиз] умер. Он потерял слишком много крови. Другой полностью обгорел. Некоторые люди, как бы это сказать, были в шоке и рыдали… несколько домов были полностью уничтожены… другая больница, которая была примерно в 400 метрах оттуда, даже там виднелись осколки, было видно выбитые окна, и в мечети тоже».
Доктор Медья и доктор Дербасс Салих Мохамед Амин, врач-ассистент в медицинском центре в Зергеле, оба приехали на место удара, чтобы спасти раненых ранним утром 1 августа.
Очевидцы также заявили, что многие родственники и те, кто пришёл помочь раненым в результате первого удара, были убиты и ранены в ходе последующих атак.
Среди них был и Салих Мохамед Амин, глава Бокрискана, соседней деревни, который был убит вместе со своей сестрой, Хейбет Мохамед Амин, после того как он пришел помогать раненым.
Жители также заявили, что некоторые из убитых и раненых были бойцами Пешмерга – военизированного формирования РПК. Эти бойцы не участвовали в столкновениях между КРП и турецким правительством, однако воевали против группировки, называющей себя Исламским государством (ИГ) в других частях страны; в соответствии с международным гуманитарным правом в контексте конфликта между Турцией и КРП их следует считать гражданскими лицами.
Amnesty International также не обнаружила блокпостов, полицейских участков или оборудованных боевых позиций в деревне Зергеле, что подтверждает сведения местных жителей, которые заявили, что бойцы КРП не располагались в местных деревнях и не жили там. Ближайшие оборудованные блокпосты располагались приблизительно в 25 и в 3-5 километрах соответственно, по разные стороны деревни.
Представитель, уполномоченный говорить со СМИ от лица КРП, сообщил Amnesty
International, что для обеспечения безопасности мирного населения бойцы КРП не смешивались с местными жителями и как правило располагались на позициях, удаленных от них по меньшей мере на 5 километров.
4 августа Amnesty International наблюдала небольшое количество бойцов КРП в деревне. Однако местные жители и уполномоченный представитель КРП заявили, что они прибыли туда после удара для обеспечения безопасности.
«Очевидное отсутствие военных целей поблизости от места авиаударов предполагает, что эти удары являлись незаконными независимо от того, есть вооружённый конфликт между турецкими властями и КРП или нет. Турецкое правительство продемонстрировало ужасающее пренебрежение к жизням местных жителей и оказалось неспособно принять необходимые меры предосторожности для того, чтобы минимизировать причиняемый им ущерб, или для того чтобы отделить их от боевиков КРП», - заявила Лама Факих.
«Эти атаки должны быть расследованы, и турецкие власти должны обеспечить привлечение виновных к ответственности и компенсации в случае неправомерных действий».
Опрошенные сообщили Amnesty International, что в результате авиаударов по Зергеле, совершённых между 3 и 5 часами ранним утром 1 августа, было убито восемь человек и ещё по меньшей мере восемь ранено. Сведения очевидцев о числе нанесённых бомбовых ударов разнятся, но они вспомнили до 11 отдельных взрывов, прогремевших в этом районе в то утро.
Местные жители, прибывшие на место происшествия, и местный журналист сообщили Amnesty
International имена погибших: Аиша Ахмед Мустафа (в замужестве Хедир), Каро Мохамед Амин (член Пешмерга), Салих Мохамед Амин (местный глава общины), Хейбет Мохамед Амин, Наджиб Азиз, Сама Хабат (муниципальный работник), Эндомен Шаравонч (муниципальный работник) и Абдулкадер Бакр (член Пешмерга).
Они сообщили, что ранены были: Мохамед Амин (член Пешмерга) и его сводная сестра Синур, Гербет Ахмед, её сестра Шукария Ахмед, их мать Хадиджа, и их племянница Чилан Рашид, несовершеннолетняя.
Amnesty International получила имена ещё двух лиц, которые были ранены, но не говорила с ними или с их родственниками, поэтому не приводит здесь их имён.
Доктор Дербасс сообщил Amnesty International, что Аиша Ахмед Мустафа (в замужестве Хедир), пожилая женщина, была убита первым же ударом, который поразил её дом. Он сказал, что был дома в Голджаре, в восьми километрах от Зергеле, когда случился первый удар, но пришёл на место удара вскоре после 5:15, чтобы перенести раненых.
По словам доктора Дербасса, а также двух других местных жителей, которые были на месте происшествия, Каро Мохамед Амин, возраст чуть больше 30 лет, внук Аиши, боец Пешмерга, и его отец Мохамед Амин, также боец Пешмерга, пошли на место удара, чтобы помочь раненым. Каро был убит, а его отец смертельно ранен. Синур, сводная сестра Мохамеда, была ранена, когда пыталась убежать, - сказал местный житель. Её дом также был разрушен. Её мужа, бойца Пешмерга, во время атаки не было дома.
Доктор Медья и доктор Дербасс по отдельности сообщили Amnesty International, что ещё четыре человека, живших во втором доме, были ранены и эвакуированы.
Доктор Дербасс подтвердил, что это были четыре женщины: Гербет Ахмед, её сестра Шукария Ахмед, их мать Хадиджа, и Чилан Рашид, их племянница.
По словам доктора Дербасса, одна из женщин работала в его больнице, другая готовилась работать там же, две других были студентками. Дом, в котором находились получившие ранения женщины, принадлежал Рашиду Ахмеду, инструктору Пешмерга, отцу Чилан и брату Гербет и Шукарии (сыну Хадиджи). Во время атаки его не было в деревне.
Amnesty International разговаривала с Шукарией и другим родственником, который пришёл к месту удара чтобы спасти её и других членов семьи из близлежащей деревни Бокрискан. Они сообщили Amnesty International, что четыре женщины были ранены в тот момент, когда пытались бежать; Шукария в результате ранения лишилась левой руки, Хадиджа получила травму головы, Гербет лишилась глаза и получила осколочное ранение в грудь, Чилан также была ранена осколком в грудь.
Доктор Дербасс сообщил Amnesty International, что и Салих Мохамед Амин, и его сестра, Хейбет Мохамед Амин, также были убиты в ходе ударов. И доктор Дербасс, и доктор Медья подтвердили, что Салих, глава Бокрискана, был убит, когда пришёл помогать раненым.
Доктор Медья заявила, что она эвакуировала с места происшествия троих человек,
среди которых Нaджиб Азиз, владелец магазина, живущий в Зергеле и работающий в Анзахе, приблизительно 50-55 лет, который умер от ран, и двух других мужчин.
Сама Хабат, около 25 лет, и Эндомен Шаравонч, оба муниципальные работники, также были убиты, когда пришли на место авиаудара помочь раненым, по словам доктора Дербасса и местного журналиста. Свидетели подтвердили, что на муниципальных работниках была синяя униформа, и у них не было оружия.
Абдулкадер Бакр из Бокрискана, боец Пешмерга, также был по словам доктора Дербасса убит в своём доме.
Amnesty International установила, что в ходе авиаударов примерно 10 домов были повреждены, некоторые из них занимали бойцы Пешмерга и члены их семей. Другие принадлежали местным жителям, которые работали в поле.
У членов КРП, действующей в Турции вооружённой группировки, уже давно оборудованы базы в горах Кандиль (горный хребет в районе иракского Курдистана, граничащий с Ираном и продолжающийся на территорию южной Турции). 61 деревня в этих горах находится под контролем КРП; мирные жители живут на их территориях отдельно от бойцов КРП, по словам Мохамеда Хассана, со-председателя муниципалитета Кандиля. Он сообщил Amnesty International, что общее число жителей согласно переписи 2013 года составляет около 8 000 человек.
Авиаудары турецкого правительства против КРП в горах Кандиль начались 24 июля, после нападения в Турции, в котором обвинили КРП. Атаки против КРП в горах Кандиль и нападения со стороны КРП на турецких военных и полицейских в Турции представляют собой самый серьёзный срыв хрупкого мирного процесса между КРП и турецким правительством, начавшегося в марте 2013 года.
Авиаудары последовали после длительной эскалации напряжённости, резко усилившейся 20 июля, когда в результате атаки смертника, в которой обвиняют ИГ, было убито 32 человека и ранено более 80 человек в городе Суруч в турецкой провинции Шанлыурфа. Через два дня двое полицейских были убиты в ходе ещё одного нападения в той же провинции; в нём обвинили КРП. После авиаударов в Кандиле КРП организовала серию нападений на военных и полицейских на территории Турции.