Работники секс-индустрии — одна из наиболее социально отчуждённых групп населения в мире. Во многих странах им грозит множество видов произвола, в том числе изнасилования, избиения, торговля людьми, вымогательства, принудительные выселения и дискриминация, включая лишение медицинских услуг. Чаще всего у них практически нет возможности получить правовую защиту. Причём во многих случаях нарушения их прав и произвол совершают сотрудники полиции, клиенты и третьи лица.
Например, как показало исследование, проводившееся среди работников секс-индустрии в 2010 году в городе Порт-Морсби — столице Папуа-Новой Гвинеи, в течение шести месяцев 50% работников секс-индустрии подверглись изнасилованию (клиентами или сотрудниками полиции).
Если оказание сексуальных услуг декриминализовать, то работники секс-индустрии не будут нарушать закон, выполняя свою работу. Им не придётся жить вне закона, что позволит лучше защитить их права.
При легализации сексуальных услуг государство принимает конкретные законы и политику, которые официально их регулируют. Как следствие, может возникнуть двойная система, при которой работники секс-индустрии действуют за пределами регулирующего законодательства и всё равно подвергаются уголовному преследованию, причём нередко это будет касаться наиболее обособленных, работающих на улице.
Благодаря декриминализации работники сами смогут контролировать свою деятельность и работать независимо, самоорганизовываться в неформальные кооперативы и контролировать условия своего труда, чего легализация зачастую не допускает. В ходе наших консультаций с работниками секс-индустрии большинство из тех, с которыми мы беседовали, поддержали идею декриминализации, но зачастую беспокоились о последствиях легализации. Причиной тому было не только недоверие к правоохранительным органам, но и опасения, что легализация примет не ту форму и может лишить их прав и даже привести к уголовному преследованию и произволу.
Когда работников секс-индустрии перестанут считать «преступниками» или «соучастниками» преступлений и обращаться с ними как с таковыми, это снизит опасность использования полицией агрессивной тактики по отношению к ним, и у них появится возможность наладить добрые отношения с полицией, требовать её защиты и пользоваться ей. Декриминализация вернёт права работникам, благодаря которым они станут хозяевами сами себе. Мы не возражаем против легализации как таковой, но хотим убедиться, что принимаемые при этом законы укрепят права работников секс-индустрии и будут отвечать нормам международного права в области прав человека.
Важно очень чётко понимать то, что Amnesty International решительно осуждает все формы торговли людьми, в том числе в целях сексуальной эксплуатации. Торговля людьми — возмутительное нарушение прав человека и должна подлежать уголовному преследованию в рамках международного права. Это однозначно касается разработки всей нашей политики.
Декриминализация сексуальных услуг не означает отмену уголовной ответственности за торговлю людьми. Идея о том, что декриминализация приводит к учащению случаев торговли людьми, не подтверждается фактами.
Мы считаем, что декриминализация поможет бороться с торговлей людьми. Декриминализация сексуальных услуг позволит работникам секс-индустрии совместно работать и отстаивать свои права, что будет способствовать улучшению условий и стандартов их труда, а также укрепит надзор в сфере коммерческих сексуальных услуг и позволит следить за потенциальной торговлей людьми в её рамках. При отсутствии угрозы уголовной ответственности работники секс-индустрии также смогут сотрудничать с правоохранительными органами, помогая им выявлять торговцев людьми и их жертв.
Такие организации, как Глобальный альянс против торговли женщинами, Anti-Slavery International и Международная организация труда согласны с тем, что декриминализация может сыграть положительную роль. Она позволит повысить признание прав людей, оказывающих платные сексуальные услуги, и поможет покончить с нарушениями их прав, в том числе, с торговлей людьми.
Цель политики, предлагаемой Amnesty International, заключается в том, чтобы укрепить защиту прав работников секс-индустрии, которые зачастую оказываются в числе наиболее отчуждённых женщин в обществе. Добиться этого можно путём выступления за укрепление мер защиты и прав женщин, работающих в секс-индустрии.
Гендерное неравенство и дискриминация могут в значительной мере толкнуть женщин к оказанию сексуальных услуг. Наше отношение к этой проблеме не наивно и не скептично. Однако мы не думаем, что эту проблему можно решить уголовным преследованием женщин за отсутствие выбора или применением уголовного законодательства и полицейской практики, которые лишь делают их жизнь опаснее.
Криминализация лиц, оказывающих сексуальные услуги, затрудняет им трудоустройство в выбранной ими сфере. Предлагаемая нами политика предусматривает целый ряд мер, которые могут принять государства помимо криминализации для того, чтобы наделить женщин и другие отчуждённые категории населения правами, позаботившись о том, чтобы никто не занимался оказанием сексуальных услуг ради выживания.
Государства должны в достаточной мере и своевременно оказывать им поддержку, например, предоставляя государственные пособия, услуги образования и обучения, а также возможности альтернативного трудоустройства. Однако это не значит, что лица, оказывающие сексуальные услуги, должны принуждаться к участию в таких программах.
Выработке политики по защите прав работников секс-индустрии мы посвятили два года. Она основана на тщательных исследованиях и консультациях с целым рядом организаций и людей.
Мы проанализировали огромную работу, проделанную такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения, ЮНЭЙДС, Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на здоровье и других органов ООН. Кроме того, мы рассмотрели позиции других организаций по этому вопросу, например, ООН-Женщины, Anti-Slavery International, Глобальный альянс против торговли женщинами. Мы провели подробное исследование, побеседовав с более чем 200 нынешними и бывшими работниками секс-индустрии, сотрудниками полиции, представителями правительств и других органов в Аргентине, Гонконге, Норвегии и Папуа-Новой Гвинее.
Наши представительства в различных странах мира также помогли выработке политики посредством широких и открытых консультаций с организациями работников секс-индустрии, групп, представляющих жертв проституции, организациями-аболиционистами, представителями феминистских и других организаций, отстаивающих права женщин, активистами ЛГБТИ, организациями по борьбе с торговлей людьми, активистами по проблеме ВИЧ/СПИДа и многими другими.
Целью нашей политики не является защита «сутенёров». Согласно предлагаемой нами модели, третьи лица, эксплуатирующие работников секс-индустрии либо допускающие злоупотребления по отношению к ним, должны нести уголовную ответственность.
Однако в мире существуют законы с излишне широкими формулировками, например, против «содержания борделей» или «пропаганды», которые зачастую используются против работников секс-индустрии и с целью криминализации принимаемых ими мер для своей безопасности. Например, во многих странах два человека, работающие совместно из соображений безопасности, считаются «борделем». Наша политика призывает переключить основное внимание законов на борьбу с эксплуатацией, произволом и торговлей людьми вместо прописанных в них всеохватных правонарушений, грозящих работникам секс-индустрии уголовным преследованием и ставящих под угрозу их жизнь.
Хотя по скандинавской модели работники секс-индустрии непосредственно не несут уголовной ответственности, такие аспекты их деятельности, как плата за сексуальные услуги и аренда помещений для этой цели, преследуются в уголовном порядке. Это создаёт угрозу безопасности работников секс-индустрии, и они становятся уязвимыми для произвола. Их всё равно может преследовать полиция, которая зачастую старается искоренить сексуальные услуги, прибегая к уголовному законодательству.
На деле законы, запрещающие покупку сексуальных услуг, означают, что работники секс-индустрии подвергаются большему риску, стремясь защитить клиентов от полиции. Те, с которыми мы регулярно беседовали, рассказывали, что их просили приходить к клиентам на дом, чтобы те не попались полиции, а не туда, где они чувствовали себя безопаснее.
Скандинавская модель в значительной мере клеймит сексуальные услуги, что способствует дискриминации и отчуждению работников секс-индустрии.
Целью нашей политики не является защита прав тех, кто платит за сексуальные услуги. Её основная задача — защита работников секс-индустрии, права которых могут нарушаться из-за криминализации их деятельности.
Приняв эту политику, Amnesty International заявляет, что права группы людей, которые зачастую оказываются уязвимы с точки зрения их нарушения, следует защищать.
Нет, не значит. Мы считаем, что никто не должен заниматься оказанием сексуальных услуг против своей воли и ни при каких обстоятельствах не должен принуждаться каким бы то ни было способом к работе в секс-индустрии. Есть факты, свидетельствующие о том, что сексуальные услуги зачастую оказывают лишь ради выживания и за неимением выбора. Это лишь укореняет отчуждение работников секс-индустрии, и поэтому мы хотим выработать политику с целью защиты их прав.
Проголосовав, участники совета дали добро Международной комиссии выработать и согласовать политику по защите прав работников секс-индустрии. Эта тема будет обсуждаться на очередном заседании в октябре. Комиссия, опираясь на результаты консультаций и исследований, проводившихся вплоть до сегодняшнего дня, примет решение о наилучшей политике, оптимально отражающей решимость Amnesty International защищать права работников секс-индустрии.