Польская правовая система даёт опасные сбои, когда речь заходит о защите лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов (ЛГБТИ) и других меньшинств от преступлений на почве ненависти, констатирует Amnesty International в опубликованном сегодня новом докладе, который выходит меньше чем за два месяца до всеобщих выборов в Польше.
В докладе «Под прицелом ненависти, без защиты закона» описывается, как государство исключило целые сообщества из законодательства о преступлениях на почве ненависти, в том числе бездомных, людей с ограниченными возможностями и представителей ЛГБТИ сообщества.
«В Польше действует двойная правовая система, которая одни меньшинства защищает, а другие оставляет на произвол судьбы. Если вы гей, человек с ограниченными возможностями или бездомный в Польше и на вас напали из-за того, что вы тот, кто есть, полиция будет заниматься этим делом, как обычным преступлением, а не как преступлением на почве ненависти - и этот серьёзный пробел в законодательстве должен быть немедленно устранён», - заявил Марко Перолини, эксперт Amnesty International по дискриминации в Европе и Центральной Азии.
ЛГБТИ сообщество в Польше сталкивается с повсеместной и глубоко укоренившейся по всей стране дискриминацией. При том что официальная достоверная статистика отсутствует, «Кампания против гомофобии», главная польская ЛГБТИ организация, зафиксировала как минимум 120 гомофобных или трансфобных преступлений на почве ненависти только в 2014 году; считается, что реальные цифры намного выше.
В городе Щецин представители ЛГБТИ сообщества говорили, что живут в страхе с января 2014 года, когда 20-летний гей был до смерти избит при выходе из гей-клуба. Тело было найдено на соседней стройке, его лицо было покрыто кровоподтёками, а штаны спущены. Возможной причиной смерти было названо утопление, поскольку его неоднократно окунали в лужу лицом.
Власти не учли возможность того, что мотивом для убийства послужила гомофобия, и суд рассматривал это нападение как общеуголовное преступление, когда выносил приговор двум виновным.
В мае 2015 года Дариуша, антифашиста и уличного художника в городе Живец, избили ногами и оплевали перед одним из его настенных рисунков с изображением радуги, называя его «пидорской шлюхой». Однако в письменном протоколе решения суда, вынесенного в отношении виновных, оскорбления просто названы «грубыми» без упоминания гомофобного мотива.
Также в Польше за последние годы случился целый ряд жестоких избиений бездомных. Но несмотря на то, что причиной некоторых из этих нападений, по крайней мере частично, был социо-экономический статус пострадавших, они рассматривались полицией как общеуголовные преступления.
Станислава, бездомного из Жешува, избили и пытались сжечь в октябре 2012 года. Но несмотря на тот факт, что лица, совершившие это преступление, в прошлом уже нападали на других бездомных «от нечего делать», в приговоре не отразилась вся тяжесть их мотивации.
«Польша приняла ряд достойных одобрения мер по борьбе с преступлениями на почве расизма и ксенофобии. Но трудно поверить, что проблемам других меньшинств, живущих в ежедневном страхе и страдающих от притеснений, не придали такого же значения», - отметил Марко Перолини.
«Согласно международному праву, у Польши есть обязательства по обеспечению равной защиты от дискриминации для всех меньшинств. Тот факт, что власти не могут их выполнить, само по себе является дискриминацией».
Этот пробел в защите означает, что не существует институциональных механизмов, таких как специальные прокуроры или полицейские координаторы, для рассмотрения вопросов о нападениях, обусловленных дискриминацией по признакам ограниченных возможностей, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или социального и экономического статуса. Также не предпринимается никаких усилий для разработки эффективных стратегий по предотвращению преступлений на почве ненависти, расследованию всех подобных дел и привлечению к ответственности виновных.
В Польше не проводится систематический сбор данных о нападениях на эти группы людей, а это значит, что власти не имеют возможности узнать о масштабах проблемы.
Попытки реформировать уголовный кодекс сошли на нет, несмотря на то, что в 2012 году был внесён законопроект по защите от преступлений на почве ненависти представителей ЛГБТИ, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Со стороны определённой части польского общества это предложение встретило яростное сопротивление, а один из депутатов в 2015 году назвал его попыткой «внедрить больную идеологию гендера, которая популяризирует сексуальные патологии».
Споры по этому вопросу скорее всего будут продолжаться и перед всеобщими выборами в Польше, которые пройдут 25 октября этого года.
«Польша должна предпринять конкретные шаги для того, чтобы закон одинаково защищал все меньшинства в стране. Следующие правительство и парламент должны сделать защиту прав человека своей главной задачей, и в первую очередь положить конец дискриминации. Ни один человек в Польше не должен жить в страхе перед насильственным нападением только потому, что он тот, кто он есть», - подчеркнул Марко Перолини.