Не прекращается применение смертной казни в качестве инструмента в так называемой «войне с наркотиками», и вызывает тревогу то количество стран мира, где в нарушение норм международного права казнят осуждённых за преступления, связанные с наркотиками. Об этом заявила организация Amnesty International во Всемирный день борьбы со смертной казнью (10 октября).
Как минимум в 11 странах мира, включая Индонезию, Иран, Китай, Малайзию и Саудовскую Аравию, на протяжении двух последних лет выносят и приводят в исполнение приговоры к высшей мере наказания за преступления, связанные с наркотиками. Наказание в виде смертной казни за подобные правонарушения сохраняется ещё в десятках государств.
«Это крайне печально, что столько стран до сих пор цепляются за порочную идею, будто убийства людей способны положить конец наркозависимости или снизить преступность. При помощи смертной казни невозможно ни побороть преступность, ни убедить наркоманов лечиться», — сказала эксперт по вопросам смертной казни в Amnesty International Кьяра Санджорджо.
В международном праве применение смертной казни ограничивается случаями наказания за «самые тяжкие преступления», под которыми в общем случае понимается только умышленное убийство. Преступления, связанные с наркотиками, не входят в эту категорию. Кроме того, для государств в международном праве установлены цели, направленные на отмену смертной казни.
И несмотря на это, множество государств оправдывают применение смертной казни, называя ее способом борьбы с наркоторговлей и наркозависимостью. Они игнорируют доказательства того, что для прекращения смертей от употребления наркотиков и профилактики распространения инфекционных болезней эффективны меры по защите прав человека и охране здоровья населения, в том числе предотвращение употребления наркотиков и доступность лечения. Даже применительно к насильственным преступлениям нет ни малейших доказательств того, что в плане сдерживания преступности угроза смертной казни действует лучше, чем другие виды наказания.
Так, в Индонезии правительство президента Джоко Видодо пообещало использовать смертную казнь для борьбы «с чрезвычайной ситуацией с наркотиками в стране». В 2015 году уже было казнено 14 осуждённых за преступления, связанные с наркотиками, и власти заявили, что не собираются удовлетворять прошения о помиловании от приговорённых за наркотики.
«Высшая мера наказания за преступления, связанные с наркотиками, — далеко не единственный повод для беспокойства. Например, когда Шахрула Изани Супармана, которому было всего 19 лет, задержали в Малайзии более чем с 200 граммами марихуаны, его автоматически сочли виновным в торговле наркотиками, а позже ему был вынесен смертный приговор, обязательный в таких случаях», — напомнила Кьяра Санджорджо.
Во многих странах, где предусмотрена высшая мера наказания за преступления, связанные с наркотиками, несправедливость усугубляется явными нарушениями в ходе судебных разбирательств. В таких странах, как Индонезия, Иран и Саудовская Аравия, подсудимым часто отказывают в помощи адвоката и пытками либо жестоким обращением выбивают из них «признания», которые потом принимаются в качестве доказательств вины.
В апреле 2016 года главный совещательный орган ООН, Генеральная Ассамблея, соберётся на специальную сессию, посвящённую проблеме наркотиков, чтобы обсудить приоритеты в сфере контроля за распространением наркотиков в мире, в том числе применение высшей меры наказания за преступления, связанные с наркотиками. Предыдущая специальная сессия, посвящённая проблеме наркотиков, состоялась в 1998 году.
«Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в будущем году даст государствам важнейшую возможность обеспечить соответствие национальной и международной политики в отношении наркотиков международным нормам в области прав человека. В качестве первого шага на пути к полной отмене смертной казни государства раз и навсегда должны прекратить её применение для наказания за преступления, связанные с наркотиками», — подчеркнула Кьяра Санджорджо.
• В прошлом году в Китае казнили людей больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, но статистика по смертной казни там считается государственной тайной, и точные цифры установить невозможно. Согласно тем данным, которые можно проверить, значительную долю среди казнённых составили осуждённые за преступления, связанные с наркотиками. В последние годы в Китае делались неуверенные попытки сократить применение смертной казни, в том числе за счёт уменьшения количества преступлений, караемых смертью. При этом преступления, связанные с наркотиками, по-прежнему влекут за собой высшую меру наказания.
• В Индонезии в этом году казнили 14 человек, обвинявшихся в наркоторговле. Это регресс для страны, которая ещё несколько лет тому назад собиралась двигаться к отмене казней и успешно добивалась смягчения смертных приговоров гражданам Индонезии, осуждённым в других государствах. Применение смертной казни в Индонезии сопровождается огромным количеством нарушений: из подозреваемых регулярно пытками выбивают «признания», а судебные разбирательства ведутся несправедливо.
• Иран занимает второе место в мире по количеству производимых казней, уступая лишь Китаю. В стране за последние десятилетия были казнены тысячи человек за преступления, связанные с наркотиками. Согласно исключительно жёстким иранским законам в сфере наркотиков, человек может быть осуждён на смерть за хранение 30 граммов героина или кокаина. Только в 2015 году было казнено более 700 человек, причём многие из них — иностранные граждане и люди из социально и экономически неблагополучных слоёв общества.
• В Малайзии за торговлю наркотиками в обязательном порядке выносится смертный приговор, и если у человека находят определённое количество запрещённых веществ, автоматически считается, что он наркоторговец. Малайзия не публикует информацию о казнях, но исходя из наблюдений Amnesty International можно предположить, что за последние годы половина смертных приговоров вынесена людям, осуждённым за наркоторговлю.
• За последние три года в Саудовской Аравии резко выросло количество казнённых за преступления, связанные с наркотиками. В 2014 году стало известно о 92 случаях казней, и почти половина из них пришлась на лиц, осуждённых за преступления, которые связаны с наркотиками. В судебной системе Саудовской Аравии отсутствуют самые элементарные гарантии соблюдения права на справедливое разбирательство. Часто людей приговаривают к смерти на несправедливых и суммарных судебных процессах, некоторые из которых проходят тайно.
В 2014 и 2015 годах Amnesty International зафиксировала вынесение и приведение в исполнение смертных приговоров за преступления, связанные с наркотиками, в следующих странах: Вьетнам, Индонезия, Иран, Китай, Кувейт, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Таиланд и Шри-Ланка.
По состоянию на сегодняшний день преступления, связанные с наркотиками (они включают в себя различные правонарушения в диапазоне от торговли наркотиками до их хранения), караются смертью более чем в 30 странах.
Amnesty International во всех без исключения случаях выступает против смертной казни, независимо от сути и обстоятельств преступления; виновности, невиновности и личности преступника; а также метода, которым пользуется государство для лишения приговорённого жизни. Смертная казнь нарушает право на жизнь, провозглашённое во Всеобщей декларации прав человека. Это крайне жестокое, бесчеловечное и унизительное наказание.