Через много лет школьникам покажут снимок утонувшего трехлетнего мальчика, лежащего лицом вниз на пляже. Они будут смотреть на него в полной тишине, ошеломлённые мыслью о том, что на месте этого мальчика легко могли бы быть они сами или их младший брат. И их учитель расскажет им, что эта печальная фотография мёртвого Алана Курди символизирует исторический позор 2015 года, когда международное сообщество не смогло помочь миллионам беззащитных людей во время самого страшного кризиса с беженцами со времён Второй мировой войны.
И мировым лидерам, особенно самых больших и богатых экономик, решать как закончиться этот урок истории.
Какое они оставят наследие грядущим поколениям? Продолжат ли они проливать крокодиловы слёзы, тратя деньги на укрепление границ и игнорируя положение миллионов беженцев? Или они найдут в себе нравственные силы и выполнят взятые на себя обязательства - помогут тем, у кого есть право на защиту?
Алан был лишь одним из тысяч других, кто погиб в этом году, спасаясь от конфликтов и преследований. Одна трагедия за другой - их тела выносило на берег, их находили в переполненных и обречённых на гибель лодках или они исчезали навсегда в водах Средиземного, Эгейского и Андаманского морей.
За последние годы эти страшные цифры выросли в разы, поскольку несметное количество людей приняло тяжёлое решение покинуть всё, что им было дорого на родине.
Ими движут не эгоистические желания, они хотят оказаться в безопасности вместе со своими близким. Война, кровавые зверства и страх гонят их прочь из Сирии, Ирака, Афганистана и многочисленных зон конфликтов в субэкваториальной Африки. Ещё больше людей вынудили бежать из-за преследований в таких стран, как Эритрея, где оппозиция столкнулась с жестокими репрессиями, и Мьянма, где мусульмане, представители народа рохинджа, десятилетиями подвергаются дискриминации на государственном уровне.
Именно для подобных ситуаций после всех ужасов Второй мировой войны был создан всемирный режим защиты беженцев.
Но у нас короткая память. Эта система защиты будет полностью уничтожена, если мировые лидеры не прислушаются к урокам истории и немедленно не изменят свой курс.
В то время как последние месяцы в новостях постоянно сообщали об увеличении числа беженцев, прибывающих в Европейский союз, вся тяжесть многочисленных мировых кризисов с беженцами обрушилась на более бедные страны. Турция и развивающиеся страны, в основном на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, принимают у себя 86% от 20 миллионов беженцев во всём мире.
А более богатые страны практически ничего не делают для того, чтобы разделись с ними это бремя.
Гуманитарные призывы помочь с кризисом с беженцами испытывают систематическое и часто серьёзное недофинансирование. Антонио Гутерреш, Верховный комиссар ООН по делам беженцев, говорил ещё в сентябре, что глобальные гуманитарные призывы «финансово беспомощны». И это катастрофически влияет на доступ беженцев к продуктам, лекарствам и другой гуманитарной помощи.
Вместо того, чтобы решать эту задачу, лидеры в богатых странах изыскивали способы держать людей подальше от своих границ или своих берегов, а в это время тысячи людей гибли в море или ютились в ужасных условиях в тени заборов из колючей проволоки. Это моральное банкротство.
Кризисы с беженцами, в конце концов, закончатся, когда будут побеждены с их основные причины. Страны должны стремиться покончить с конфликтами и масштабными нарушениями прав человека, но это трудные задачи и, чтобы решить их, требуется время.
Однако есть вещи, которые самые богатые страны могут сделать прямо сейчас для того, чтобы облегчить катастрофические последствия мировых кризисов с беженцами.
Amnesty International призывает к согласованным действиям в восьми наиболее важных областях. Сюда входит и полноценное финансирование гуманитарных призывов, и выделение мест для переселения для миллиона наиболее уязвимых беженцев - в прошлом году было переселено меньше одной десятой части от этого количества. Нужны также безопасные и легальные маршруты для тех, кто ищет убежища, чтобы беженцам больше не приходилось предпринимать опасных путешествий.
Несмотря на то, что этот кризис чересчур огромен, чтобы с ним могли справиться отдельные страны, международное сообщество может и должно справиться сообща, разделив ответственность по расселению и приёму беженцев.
В следующем месяце лидеры Большой двадцатки встретятся в Турции, той стране ,где вынесло на берег тело маленького Алана Курди, и которая сейчас принимает у себя более двух миллионов беженцев - это больше, чем любая другая страна. Они должны продолжать переговоры пока у них не будет конкретного плана с чёткими сроками, который гарантировал бы полноценное и постоянное финансирование гуманитарных программ по борьбе с многочисленными кризисами с беженцами во всём мире, и готовой системы по распределению ответственности за расселение наиболее уязвимых беженцев по всему миру. Любой иной результат переговоров будет означать их полный провал.
Алану Курди уже не помочь, как и тысячам других погибших. Но ещё есть время опомниться и начать помогать тем миллионам беженцев, которые так отчаянно нуждаются в гуманитарной помощи.
Если мировых лидеров волнует, какую память о себе они оставят, то они должны начать действовать уже сегодня.