«Марафон писем» — крупнейшая в мире правозащитная кампания. В 2014 году сотни тысяч людей в более чем 200 странах и территориальных образованиях отправили 3 245 565 сообщений со словами поддержки и с призывами к действиям в 12 случаях людей и сообществ, права которых оказались нарушены.
Принять участие в этой акции можно на сайте Marafon-pisem.org.
Политическому карикатуристу Зулкифли Анвару Ульхаку (или Зунару) грозит длительный тюремный срок в рамках закона «О подрывной деятельности» после того, как тот отправил твиты, осудив тюремное заключение оппозиционного лидера в Малайзии, где правительство всячески старается подавить инакомыслие и полемику и бросает за решётку своих критиков.
Amnesty International призывает Малайзию снять обвинения с Зунара и отменить как сам закон «О подрывной деятельности», так и все прочие законы, которые необоснованно ущемляют свободу выражения мнения.
Фреда и Ива заклеймили «террористами» и обвинили в подготовке насильственного свержения правительства. Возможно, им грозит смертная казнь за организацию мероприятия, на котором молодёжь побуждали призвать к ответу режим. Против них нет убедительных доказательств, а предъявленные им обвинения носят политическую подоплёку.
Amnesty International призывает правительство незамедлительно и безусловно освободить Фреда, Ива и других лиц, задержанных исключительно за политические убеждения либо за участие в мирной деятельности.
Активистку мирного студенческого движения арестовали после того, как полиция разогнала участников протеста против нового закона об образовании. Теперь Фуо Фуо Аун и ещё множеству лиц грозят длительные тюремные сроки. Amnesty International призывает правительство немедленно и безусловно освободить Фуо Фуо Аун и всех тех, кого задержали за участие в мирных студенческих протестах.
Свобода выражения мнения под угрозой
Ряд случаев, фигурирующих в «Марафоне писем» этого года, объединяет тема ужесточающегося наступления на инакомыслие.
По данным Годового доклада Amnesty International-2014/15, в 2014 году почти три четверти государств произвольно ограничивали свободу выражения мнения (119 страны из 160 включённых в доклад). По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос: в докладе за 2013 год отмечалось, что свобода выражения мнения подавлялась в 101 из 159 стран, вошедших доклад.
Адвоката-правозащитника наказали за то, что он выступал против подавления инакомыслия в своей стране: его приговорили к 15 годам лишения свободы в рамках драконовского закона о борьбе с терроризмом. Он защищал многих мирных правозащитников и активистов, включая заключённого блогера Раифа Бадави. Amnesty International призывает правительство немедленно и безусловно освободить Валида Абу аль-Хаира и воздержаться от применения закона о борьбе с терроризмом с целью заглушить правозащитников и активистов.
В 1999 году узбекские спецслужбы пытали редактора запрещённой оппозиционной газеты Мухаммада Бекжанова. Они избивали его резиновыми дубинками, душили и применяли электрошок, пока тот не сознался в «антигосударственных» преступлениях. Судья принял к рассмотрению «признание» Мухаммада в качестве доказательства его вины и отправил его в тюрьму, где он находится по сей день.
Пытки в Узбекистане применяются повсеместно, согласно данным апрельского доклада Amnesty International 2015 года, опубликованного в рамках кампании «Пыткам — нет». Amnesty International призывает освободить Мухаммада и ввести в Уголовный кодекс положения о полном и однозначном запрете пыток и жестокого обращения.
16 лет: именно столько Мухаммад Бекжанов находится в узбекской тюрьме. Он дольше всех журналистов в мире содержится за решёткой (вместе с Юсуфом Рузимурадовым из той же газеты, которого заключили в тюрьму одновременно с ним в 1999 году).
В июле 2012 года Есению Арменту доставили в полицию и пытали до тех пор, пока она не призналась в убийстве мужа. На протяжении нескольких часов её избивали и душили, насиловали, угрожали убить детей, и она не выдержала. Несмотря на независимое медицинское заключение о том, что к ней применяли пытки, Есении предъявили обвинения без каких либо прямых улик лишь на основании «признания».
Пытки в Мексике вышли из-под контроля. При этом за последние десять лет число сообщений о пытках и жестоком обращении выросло на 600%, по данным доклада, опубликованного Amnesty International в сентябре 2014 года в рамках кампании «Пыткам — нет».
Amnesty International призывает правительство снять обвинения с Есении и пересмотреть порядок расследования жалоб на пытки, которому следуют власти.
Самана Насима пытали, пока он не признался, что застрелил бойца Революционной гвардии в ходе вооружённой конфронтации курдской вооружённой группировки с представителями государства. Ему было всего 17 лет. Суд приговорил его к смерти, признав виновным в «ненависти к богу» и «моральном разложении». Amnesty International призывает Иран повторно рассмотреть дело Самана с соблюдением норм справедливости судопроизводства и отказаться от вынесения смертных приговоров детям, в дальнейшем полностью отменив смертную казнь.
Смертная казнь
В 2014 году не менее 2 466 человек в мире приговорили к смертной казни, что на 28% больше по сравнению с 2013 годом.
В 2007 году после резкого приступа сильной боли, случившегося на работе, у Теодоры родился мёртвый ребёнок. Полиция арестовала её, когда у неё ещё продолжалось обильное кровотечение. Позже её приговорили к 30 годам тюрьмы за «убийство при отягчающих обстоятельствах», посчитав виновной в «аборте», вместо того, чтобы признать её пострадавшей от осложнений беременности.
Amnesty International призывает освободить десятки женщин, заключённых в тюрьму за выкидыш и другие осложнения, связанные с беременностью.
40% женщин детородного возраста живут в странах, где аборт запрещён, ограничен либо недоступен.
В 2013 году сотрудники государственных органов явились в дом Рании аль-Аббаси, преуспевающего зубного врача и матери шестерых детей, и увезли её вместе с семьёй. Никаких объяснений должностные лица при этом не дали, и ни от кого из исчезнувших с тех пор не было вестей.
Amnesty International призывает власти Сирии сообщить о местонахождении Рании аль-Аббаси и её детей, немедленно освободить шестерых детей и предъявить Рании обвинение в конкретном преступлении либо освободить её.
Альберт Вудфокс провёл 43 года в одиночном заключении за убийство, которое, по его словам, он не совершал. Несколько десятилетий изоляции и лишений обернулись серьёзными последствиями для его здоровья. Вынесенный ему обвинительный приговор отменялся трижды: один раз судом штата и дважды федеральным судом.
Amnesty International призывает штат Луизиана прекратить препятствовать его освобождению и немедленно отпустить его на свободу. По оценкам, 80 000 заключённых в США содержатся в одиночных камерах.
Марии (имя вымышленное) было всего 13 лет, когда её отец заставил её выйти замуж за 70-летнего мужчину, у которого уже было пять жён. Когда она стала сопротивляться, он сказал ей: «Если не пойдёшь к мужу, я тебя убью».
В Буркина-Фасо тысячи девушек и молодых женщин, как Мария, принуждают к ранним бракам. Каждую вторую девушку выдают замуж до 18 лет, а некоторых даже в 11.
Amnesty International призывает правительство строго следить за выполнением запрета на принудительные и ранние браки и создать дополнительные убежища для потерпевших.
В августе 2014 года в центре Афин Костаса и его партнёра (беженца) жестоко избили хулиганы в ходе нападения на гомофобной и расовой почве. Подозреваемых так и не установили, и наказания никто не понёс.
В Греции полиция и правительство не борются с растующими преступлениями на почве ненависти. При этом число сообщений о нападениях на лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и интерсексуалов в 2015 году вдвое превысило этот показатель за 2014 год.
Amnesty International призывает министра юстиции Никоса Параскевопулоса тщательно расследовать это нападение и привлечь к ответственности виновников. Организация также хочет, чтобы Греция признавала и защищала отношения всех людей независимо от их пола.
Кампания «Марафон писем» обрушивает на правительства и местные власти всю массу внимания мировой общественности.
Камбоджа. В 2013 году освободили активистку Йорм Бопху, отстаивающую жилищные права. Годом ранее её заключили в тюрьму после мирного протеста против принудительных выселений в её районе.
Китай. В декабре 2014 года дочь активистки Лю Пин, борющейся с коррупцией, которой отказывали в свиданиях с родственниками, впервые смогла посетить её в тюрьме.
Мексика. В 2013 году четверых солдат арестовали и предъявили им обвинения в пытках, в том числе в изнасиловании представительниц коренных народностей Валентины Розендо Канту и Инес Фернандес в 2002 году.
Нигерия. Двадцать восьмого мая 2015 года губернатор штата Дельта Эммануэль Удуаган помиловал пережившего пытки Мозеса Акатугбу, получив призывы к его помилованию от 800 000 сторонников Amnesty International. На основании «признания», выбитого под пытками, Мозеса приговорили к смертной казни за вооружённое ограбление после кражи мобильных телефонов — преступление, которого он, по его словам, не совершал.
Норвегия. Десятого апреля 2015 года министр здравоохранения пообещал дать возможность трансгендерам, таким как Джон Жанетт, юридически изменить свой пол и официально его признать.
Филиппины. В мае 2015 года власти начали расследование пыток, которым подвергся водитель автобуса Джеррим Корре, благодаря письмам, полученным от «правозащитной организации».
Россия. Активистов Владимира Акименкова и Михаила Косенко также освободили из тюрьмы в 2013 и 2014 годах, соответственно. Их задержали и предъявили обвинения в участии в «массовых беспорядках» после того, как те приняли участие в мирном протесте на Болотной площади в Москве в мае 2012 года.
ЮАР. В январе 2015 года Амстердамская клиника в муниципалитете Мкхондо увеличила количество дней антенатальных консультаций с двух дней в неделю до семи, расширив тем самым доступность критически важной услуги здравоохранения.