Десятилетия плохо регулируемых поставок оружия в Ирак, равно как и слабый контроль на местах обеспечили вооружённую группировку, называющую себя «Исламским государством» (ИГ, в арабском варианте ДАИШ, организация запрещена в РФ) огромным и смертоносным арсеналом, который используется для совершения широкомасштабных военных преступлений и преступлений против человечности в Ираке и Сирии, говорится в опубликованном сегодня докладе Amnesty International.
Опираясь на экспертный анализ тысяч проверенных видео и фотографий, «Инвентаризация: вооружение Исламского государства» фиксирует использование боевиками ИГ оружия, в основном захваченного на иракских армейских складах, которое было произведено и разработано в более чем двух десятках стран, в том числе в России, Китае, США и государствах ЕС.
«Огромное количество и разнообразие вооружений, использующихся вооружённой группировкой, называющей себя «Исламское государство», - это хрестоматийный пример того, как безответственная торговля оружием способствует совершению чудовищных массовых преступлений», - заявил Патрик Уилкен, исследователь Amnesty International по вопросам контроля за вооружениями, торговли средствами безопасности и правам человека.
«Неэффективное регулирование и отсутствие контроля за бесконечными поставками оружия в Ирак на протяжении десятилетий стали для ИГ и других вооружённых группировок неожиданной удачей и дали им беспрецедентный доступ к любому оружию».
Захватив в июне 2014 года Мосул, второй по величине город в Ираке, боевики ИГ получили доступ к целым горам оружия из самых разных стран, которое хранилось в иракских армейских арсеналах. Там были вооружения и военные машины американского производства, которые они использовали для захвата контроля над другими частями страны, что стало настоящей катастрофой для гражданского населения этих районов. Огромное разнообразие типов оружия, захваченного и полученного незаконным путём, позволило ИГ провести кошмарную кампанию насилия. Суммарные убийства, изнасилования, пытки, похищения и захваты заложников, часто проводящиеся под угрозой применения оружия, вынудили сотни тысяч людей спасаться бегством и стать внутренне перемещёнными лицами или беженцами.
Состав и объём арсенала ИГ даёт представление о десятилетиях безответственных поставок оружия в Ирак. Эти поставки усугублялись многочисленными недочётами в контроле за импортом оружия и неспособностью создать надзорные механизмы, которые помогли бы избежать попадания оружия не по назначению, после 2003 года, во время оккупации Ирака коалицией под руководством США. Также проблему усугубили слабый контроль над армейскими запасами и повальная коррупция в сменявших друг друга правительствах Ирака.
В докладе документально подтверждается использование ИГ вооружений и военного снаряжения как минимум из 25 разных стран, хотя значительная часть была изначально поставлена иракским военным США, Россией и бывшими государствами Восточного блока. Эти поставки оружия финансировались по-разному, как бартерными поставками топлива, так и через контракты Министерства обороны США и помощи НАТО. Большая часть этих вооружений была украдена или захвачена на армейских складах Ирака.
Среди современного оружия в арсенале ИГ есть переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), управляемые противотанковые ракеты и бронированные боевые машины, а также и автоматическое оружие, российские АК и американские M16 и Bushmaster.
Большая часть обычных вооружений, которые используются боевиками ИГ, относится к 1970-м и 1990-м годам, например, пистолеты, лёгкое огнестрельное оружие и другое стрелковое оружие, пулемёты, противотанковое оружие, миномёты и артиллерия. Широко распространены автоматы Калашникова советского образца, в основном российского и китайского производства.
«Это снова показывает нам, что при оценке рисков и мер по минимизации последствий при экспорте оружия в нестабильные регионы необходим долговременный и тщательный анализ. В рамках такого анализа следует оценивать способны ли военные и полицейские подразделения эффективно контролировать склады с оружием и придерживаться международных стандартов в области прав человека и гуманитарного права», - отметил Патрик Уилкен.
Боевики ИГ и других вооружённых группировок также занимались производством самодельных вооружений в примитивных мастерских. Например, миномёты и ракеты, самодельные ручные гранаты, взрывные устройства (СВУ), в том числе заминированные автомобили и мины-ловушки, и даже переделывали под другие цели кассетные боеприпасы, вооружение запрещённое международными нормами. В некоторых случаях этими СВУ были противопехотные мины, запрещённые всемирным «Договором о запрещении мин».
В докладе «Инвентаризация» подробно рассказывается об истории распространения оружия в Ираке и сложных каналах его поставок, через которые, скорее всего, некоторые из наиболее современных вооружений попали в руки ИГ.
Армейские арсеналы Ирака существенно увеличились в конце 1970х и начале 1980х, особенно во время Ирано-иракской войны. Это был определяющий момент в развитии современного всемирного рынка оружия, когда как минимум 34 разных государства поставляли Ираку оружие, а 28 из них, одновременно, поставляли оружие и Ирану. В то время тогдашний президент Саддам Хуссейн занимался созданием полноценного национального военно-промышленного комплекса для производства стрелкового оружия, миномётных и артиллерийских снарядов.
После того как в 1990 Ирак вторгся в Кувейт эмбарго ООН на поставки оружия сократило объёмы ввоза оружия. Так продолжалось до 2003 года, когда, во время и после вторжения американской коалиции, в Ирак снова хлынуло большое количество импортных вооружений. Многим из этих поставок не была обеспечена надлежащая охрана, и их не проверяли ни силы американской коалиции, ни реформированные вооружённые силы Ирака. Сотни тысяч единиц этого оружия пропали, и их местонахождение до сих пор неизвестно.
Последние усилия по восстановлению и перевооружению иракской армии и связанных с ней структур в очередной раз привели к массовым поставкам оружия в Ирак. С 2011 по 2013 год США заключили миллиардные контракты на поставку 140 танков M1A1 Abrams, истребителей F16, 681 системы Stinger для стрельбы с плеча, зенитной батареи Hawk и другой военной техники. К 2014 году США поставили правительству Ирака стрелкового оружия и боеприпасов на сумму более 500 миллионов долларов.
Повальная коррупция в армии Ирака, а также слабый контроль за военными запасами и неэффективное отслеживание вооружений, означали существование высокой степени риска, что это оружие попадёт в руки вооружённых групп, в том числе ИГ.
Государства могут извлечь уроки из череды неудач в прошлом и предпринять безотлагательные меры по ограничению дальнейшего распространения оружия в Ираке, Сирии и других нестабильных странах и регионах.
Amnesty International призывает все государства объявить полное эмбарго на поставки оружия сирийским правительственным войскам, а также группам вооружённой оппозиции, причастным к совершению военных преступлений, преступлений против человечности и других тяжких нарушений прав человека.
Они также должны принять за правило «презумпцию отказа» в отношении экспорта оружия в Ирак, что означает, что поставки могут осуществиться только после строгой оценки всех рисков. Военные или полицейские подразделения в Ираке, выбранные в качестве исключений, сначала должны продемонстрировать, что они строго и последовательно соблюдают международное право в области прав человека и нормы гуманитарного права, и что они у них есть действующие необходимые механизмы контроля, которые гарантируют, что оружие не попадёт в руки вооружённых группировок.
Также любое государство, рассматривающее возможность передачи оружия вооружённым силам Ирака, должно сначала вложить существенные средства в системы контроля на всех этапах передачи оружия, в подготовку персонала и мониторинг, соответствующие международным стандартам хранения и использования таких вооружений.
Всем государствам, которые до сих пор этого не сделали, следует немедленно ратифицировать или присоединиться к всемирному «Договору о торговле оружием». Одной из целей этого договора является «предотвращение и искоренение незаконной торговли обычными вооружениями а также предотвращение их незаконного перенаправления». Договор содержит положения, направленные на прекращение поставок оружия туда, где существует безусловный риск того, что оно может быть использовано для серьёзных нарушений международного права в области прав человека или гуманитарного права.
«Широкое распространение вооружений и злоупотребления в Ираке и соседнем регионе уже лишили средств к существованию и унесли жизни миллионов людей и продолжают представлять постоянную угрозу. Последствия безответственного экспорта оружия в Ирак и Сирию, а также последующих захват их территорий ИГ должны открыть глаза экспортёрам оружия во всём мире», - подчеркнул Патрик Уилкен.
Текст доклада на английском языке.