Мы, нижеподписавшиеся правозащитные организации, хотели бы обратить внимание государств-членов Комиссии по наркотическим средствам и Подготовительного комитета Специальной Сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ССГА ООН) по наркотикам в 2016 году на то, что некоторые страны продолжают применять смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками. Это происходит вопреки чётким ограничениям, закреплённым в международном праве, согласно которым в тех странах, где применяется смертная казнь, смертный приговор может быть вынесен только за «самые тяжкие преступления». Государства должны использовать возможность, предоставленную ССГА ООН, в целях усиления поощрения и уважения человеческого достоинства, соблюдения принципа верховенства права и прав человека, включая конкретный призыв содействовать отмене смертной казнь.
На сегодняшний день законы как минимум 33-х стран и территорий допускают смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками, и в по меньшей мере 10 из них смертная казнь назначается в качестве обязательной меры наказания по обвинениям в преступлениях, связанных с наркотиками. За последние годы, насколько известно, ежегодно казнили около 600 человек за преступления, связанные с наркотиками. Однако, это далеко не полная картина, так как в некоторых странах информация о казнях (их количество и преступления, за которое они были назначены) не обнародуется. Подавляющее большинство казней, о которых нам известно, проводятся в крайне небольшой группе стран, а именно в Китае, Иране и Саудовской Аравии. Предполагается, что ещё многие сотни людей в этих странах, а также в Малайзии, Индонезии, Пакистане и Таиланде, по-прежнему ожидают казни в камерах смертников. Вопреки общемировой тенденции к отказу от смертной казни, две трети стран мира отменили её, международный режим контроля за наркотиками способствовал введению в высшей степени карательных мер, как способ по контролю за использованием и распространением наркотиков, в том числе продолжительные обязательные минимальные сроки тюремного заключения и смертную казнь за определённые виды деятельности, связанные с наркотиками. Государства используют Конвенции ООН о наркотиках для оправдания применения смертной казни за преступления, связанные с наркотиками, даже если это противоречит международному праву и стандартам в области прав человека. В 1979 году только около десяти стран допускали вынесение смертных приговоров за преступления, связанные с наркотиками; сегодня их количество выросло как минимум до 33-х.
Тем не менее, как признают ряд международные правозащитные механизмы, преступления, связанные с наркотиками, не являются «особо тяжкими преступлениями» и за них нельзя назначать смертную казнь. В мерах ООН, гарантирующие защиту прав тех, кому грозит смертная казнь содержится чёткое указание на то, что «смертный приговор может быть вынесен лишь за наиболее тяжкие преступления, причем предусматривается, что их состав ограничивается преднамеренными преступлениями со смертельным исходом или другими чрезвычайно тяжелыми последствиями». (Первая мера защиты)
Комитет ООН по правам человека неоднократно приходил к заключению, что преступления, связанные с наркотиками, не отвечают критерию «особо тяжких преступлений», вывод подтверждённый в 2007 году Специальным докладчиком ООН по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях, в 2009 году Специальным докладчиком ООН по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения или наказания и в 2013 году Генеральным секретарём ООН. С тех пор Специальные докладчики по вопросам о внесудебных казнях и пытках неоднократно подтверждали эту позицию, в последний раз в 2015 году во Всемирный день борьбы против смертной казни.
В последние годы международные органы по контролю за наркотиками также выражали поддержку мнению, что смертная казнь за преступления, связанные с наркотиками, нарушает международное законодательство. В том числе Управление ООН по наркотикам и преступности и Международный комитет по контролю за наркотиками.
Кроме того право на справедливое судебное разбирательство и право не подвергаться пыткам или другим формам жестокого обращения или наказания часто нарушается в делах, предусматривающих смертную казнь за преступления, связанные с наркотиками. Обвиняемые из малообеспеченных семей непропорционально чаще приговариваются к смертной казни, в том числе за преступления, связанные с наркотиками, и часто их осуждают за работу простыми курьерами. Они обманом или принуждением вовлекаются в перевозку наркотиков через международные границы, или они были вынуждены пойти на такой риск из-за сложного финансового положения.
Была высказана обеспокоенность по поводу того, что УНП ООН и другие агентств ООН, а иногда и страны, отменившие смертную казнь, оказывают финансовую помощь, проводят тренинги, предоставляют оборудование и/или информацию для проведения операций по борьбе с распространением наркотиков странам или территориям, которые назначают смертные казни за преступления, связанные с наркотиками. Таким образом, когда кто-нибудь приговаривается к смертной казни и приговор приводится в исполнение правительством, использующим финансовые или технические средства, полученные от государств, отменивших смертную казнь, или агентств ООН, это вызывает обеспокоенность по поводу их причастности.
Государства и международные агентства должны оценивать возможные последствия для прав человека международного режима контроля за наркотиками, в частности на право на жизнь, и создать механизмы для срочного нивелирования тех последствий, которые противоречат международному праву и стандартам в области прав человека.
Мы, нижеподписавшиеся организации, выступаем против смертной казни во всех без исключения случаях и обстоятельствах. В контексте политики контроля за наркотиками и в свете предстоящей Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН по наркотикам в апреле 2016 года, мы призываем государства:
• Незамедлительно принять меры по прекращению казней, смягчению смертных приговоров и отмены смертной казни за преступления, связанные с наркотиками, в качестве первого шага к её отмене.
• Содействовать отмене смертной казни, в том числе за преступления, связанные с наркотиками, и внедрению эффективных и конструктивных принципов и правил в отношение наркотиков, которые соблюдали бы и защищали человеческое достоинство, верховенство закона и права человека.
• Обеспечить безусловное соблюдение международного права и стандартов в рамках мер и программ, связанных с наркотиками, и гарантировать, что программы по реализации Конвенций о наркотиках ООН не способствуют применению смертной казни.
• Обеспечить прозрачность в отношении смертных приговоров и казней.
• Предложить УНП ООН проводить ежегодный обзор реализации его указаний в области прав человека в государствах, получающих финансирование в рамках программы, результаты которого должны ежегодно публиковаться исполнительным директором КНС.
_Amnesty International, Азиатская сеть по борьбе со смертной казнью, Harm Reduction International, Международный консорциум по наркополитике, Penal Reform International и Всемирная коалиция против смертной казни _