Освобождение из колонии экоактивиста Евгения Витишко – лишь один из нескольких десятков примеров того, как вы помогли изменить чью-то жизнь в 2015 году. Этих достижений и успехов не было бы без неиссякаемого энтузиазма, решимости и поддержки сторонников Amnesty International. Сегодня мы составили для вас полный список итогов нашей правозащитной работы в 2015-м году.
После нескольких лет давления со стороны Amnesty и её сторонников нигерийская структура Shell заявила о выплате 55 миллионов фунтов стерлингов 15 600 фермерам и рыбакам в Бодо (Нигерия), чья жизнь оказалась перевёрнута в результате двух масштабных разливов нефти Shell в 2008 и 2009 годах.
После двух с лишним лет усилий сторонников Amnesty, оказывавших давление на власти и писавших письма, в январе освободили местного общественного деятеля доктора Тун Ауна. Его заключили в тюрьму на 17 лет после того, как он попытался успокоить толпу в ходе беспорядков в 2012 году. По словам Национальной комиссии Мьянмы по правам человека, ваши письма побудили её заняться этим делом.
Кармен Гуадалупе Васкес наконец помиловали, и в феврале она вышла из тюрьмы. В 2007 году её лишили свободы на 30 лет по сфабрикованным обвинениям после того, как в возрасте 18 лет у неё случился выкидыш. Её подозревали в аборте, который в Сальвадоре запрещён во всех случаях без исключений.
Работодателя в Гонконге признали виновной в крайних формах произвола, которому она подвергала двоих домашних работников-мигрантов — Эрвиану Сулистьянинси и Тутик Лестари Нингси. По словам Amnesty International, это должно послужить предупреждением властям о том, что они должны пресечь повсеместную эксплуатацию десятков тысяч женщин.
В феврале сняли последние обвинения с мексиканки Клаудии Медины, которую в 2012 году под пыткой заставили дать ложные признательные показания. Сторонники Amnesty в различных странах мира участвовали в акциях в её защиту в рамках кампании «Пыткам — нет».
В январе Мадагаскар отменил смертную казнь за все виды преступлений. В феврале его примеру последовали Фиджи. А в марте южноамериканское государство Суринам также исключило высшую меру наказания из своего законодательства. Благодаря этому получила новый импульс тенденция, очевидная на протяжении нескольких десятков лет, а именно: мир оставляет высшую меру наказания в прошлом.
Потрясающее заявление сделано 26 лет спустя после того, как первая страна Западной Африки подписала Конвенцию ООН против пыток. Исторического решения удалось добиться благодаря действиям членов Amnesty Того и её партнёрских организаций, которые собрали вместе людей, подвергавшихся пыткам, чтобы потребовать правосудия.
Мексика наконец освободила Альфонсо, который провёл в тюрьме 23 года из-за признательных показаний, данных под пытками. Amnesty привлекала внимание ко многим случаях, в которых судьи продолжают принимать к рассмотрению показания, полученные посредством пыток.
Легендарная фолк-певица Джоан Баэз и всемирно известный художник Ай Вэйвэй, оба решительные активисты, получили премию Amnesty International «Посол совести» за 2015 год. Премия присуждается в знак признания заслуг тех, что проявил исключительные лидерские качества в борьбе за права человека.
В марте в порядке президентского помилования освобождены два откровенных критика президента Ильхама Алиева и политического режима Азербайджана Башир Сулейманлы и Орхан Эюбзаде. Amnesty International выступала за их освобождение и за освобождение ещё 20 узников совести.
Филиппинская полиция заявила, что письма, отправленные «правозащитной организацией» побудили её расследовать жестокие пытки Джерриме Корре, которого подвергали электрошоку, избивали и угрожали ему расправой. Тысячи сторонников Amnesty приняли участие в деле Джерриме в ходе «Марафона писем» 2014 года.
В апреле норвежское правительство заявило о намерении изменить законодательство, позволив людям юридически менять пол. Заявлению предшествовала кампания в поддержку Джон Джанетт Зульстад Ремо — женщины-трансгендера, которая не могла юридически изменить свой пол без обязательного лечения.
13 апреля китайские власти освободили под залог пятерых активисток, отстаивающих права женщин, после всемирной кампании за их освобождение. Вэй Тинтин, Ван Мань, У Жунжун, Ли Тинтин и Чжен Чужань арестовали за то, что они планировали отметить Международный женский день, начав кампанию против сексуальных посягательств.
В апреле 2015 года в Камбодже в порядке королевского помилования освободили десятерых активисток, отстаивавших жилищные права. Девять из этих женщин — жительницы района озера Боеунг-Как, где начиная с августа 2008 года выселили 3500 семей.
Китайские власти смягчили смертный приговор, вынесенный Ли Янь, которая убила агрессивного мужа после многих месяцев домашнего насилия. Как ожидается, обычно смертные приговоры заменяют лишением свободы после двух лет хорошего поведения.
7 мая программе массовой слежки правительства США за коммуникациями нанесён тяжёлый удар в результате постановления апелляционного суда о незаконности массового сбора данных о телефонных переговорах Агентством национальной безопасности (АНБ). Более 100 000 человек подписали петицию в рамках кампании #UnfollowMe с требованием к правительствам запретить массовую слежку.
Омара Хадра освободили после 12 лет за решёткой, большинство из которых он провёл в печально известной тюрьме Гуантанамо. Омару Хадру было всего 15 лет, когда войска США захватили его в Афганистане в 2002 году. Активисты Amnesty в различных странах мира выступали за его освобождение.
15 мая после волны возмущения мировой общественности в социальных сетях из тайной тюрьмы освободили Асму, Мариам и Алязию аль-Сувайди. Сёстры отправляли твиты о несправедливом судебном процессе по делу брата, после чего в феврале полиция Объединённых Арабских Эмиратов вызвала их на допрос, и они на три месяца исчезли.
28 мая нигерийца Мозеса Акатугбу, содержавшегося в камере смертников, помиловали после почти 10 лет в тюрьме. Его пытали, чтобы заставить его сознаться в преступлении, которого он, по его словам, не совершал. Более 800 000 активистов отправили письма с требованием справедливости.
Ирландия стала первой в мире страной, которая ввела всеобъемлющее равенство светских браков для всех независимо от сексуальной ориентации. «[Это решение] служит сигналом представителям ЛГБТИ во всём мире о том, что их отношения и их семьи небезразличны обществу», — сказал исполнительный директор Amnesty Ireland в Ирландии Колм Огорман.
В мае итальянский суд постановил, что переселение ромских семей в этнически изолированный лагерь за пределами Рима является незаконным. Историческому решению предшествовала многолетняя кампания Amnesty и других, нацеленная на то, чтобы остановить принудительные выселения ромов, их сегрегацию и дискриминацию.
Верховный суд США вынес историческое решение, утвердив законное право однополых пар на вступление в брак. «Это радостный день не только для любящих и преданных друг другу однополых пар, но и для каждого, кто верит в права человека и всеобщее равенство», — сказал Стивен Хокинс, исполнительный директор Amnesty International-США.
В июне освободили редактора журанала Бекитемба Махубу и адвоката-правозащитника Тулани Масеко. Они провели 15 месяцев в одной из тюрем Свазиленда. Их признали виновными в публикации статей, в которых они выражали тревогу по поводу судебной независимости.
28 июля освободили активиста Джерара Мьянкеола, отстаивающего жилищные права, сняв с него все обвинения. Апелляционный суд отменил принятое ранее решение о признании его виновным в оскорблении судей после того, как он усомнился в компетентности представителей судебной власти в радиоинтервью.
Не менее 11 узников совести, в том числе журналисты, участники мирных протестов и общественные деятели из числа мусульманского меньшинства рохингья, освободили в результате массовой амнистии в Мьянме. Amnesty призывала власти освободить тюрьмы страны от множества мирных активистов, всё ещё находящихся за решёткой.
Правозащитник Мазен Дарвиш, заключённый в тюрьму в Сирии по сфабрикованным обвинениям в терроризме, был освобождён в августе, проведя в тюрьме три с половиной года. Он является директором Сирийского центра СМИ и свободы выражения мнения, который фиксирует нарушения прав человека в Сирии.
5 августа освободили двух пасторов из Южного Судана, его преподобие Ята Майкла и его преподобие Питера Йена, после того, как их приговорили к сроку лишения свободы, который они уже отбыли в Хартуме (Судан). Как полагают, пасторов арестовали и предъявили им обвинения по причине религиозных убеждений.
В сентябре оправдали двоих журналистов, над которыми шёл суд за воспроизведение фрагментов статьи о торговле людьми. Редактора Алана Морисона и корреспондента Чутиму Сидасатьян признали невиновными в преступной клевете и нарушении положения закона «О компьютерных преступлениях».
В сентябре по указу президента о помиловании около 100 человек в Египте освободили двоих журналистов «Аль-Джазиры» Мохамеда Фахми и Бахера Мохамеда. Их осудили за «распросранение ложной информации» вместе с коллегой Питером Гесте после ареста в 2013 году.
От Греции до Германии волонтёры совместными усилиями помогают вновь прибывшим беженцам и мигрантам получить продукты питания, одежду и медицинскую помощь, компенсируя огромные недостатки разобщённой системы предоставления политического убежища в ЕС, пока европейские лидеры продолжают искать решение.
Дорожное управление в Кении признало неправомерным принудительное выселение более сотни человек и пообещало возместить ущерб пострадавшим. Этому решению предшествовали акции Amnesty, привлекавшие внимание к последствиям расширения дорожного строительства для двух неофициальных поселений в Момбасе.
Жительницам Мкхондо (ЮАР) услуги здравоохранения для беременных стали доступнее после того, как их ситуация стала одной из тем кампании «Марафон писем» в 2014 году. Клиника увеличила приёмные дни для дородового наблюдения с двух до семи дней в неделю, значительно сократив время ожидания приёма. Должностные лица правительства также посетили город для оценки и мониторинга ситуации.
Вьетнамского блогера и борца за свободу слова Та Фонг Тан освободили в сентября. Она провела в тюрьме четыре года из 10 лет назначенного ей тюремного срока. Её признали виновной в «ведении пропаганды» против государства.
В октябре из гаванской тюрьмы освободили кубинского граффити-художника и узника совести Данило Мальдонадо Мачадо. Он провёл в тюрьме почти два года после того, как написал на спинах двух поросят «Рауль» и «Фидель». Надеемся, что его освобождение ознаменует новый подход к свободе выражения мнения и инакомыслию в стране.
Апелляционный суд оставил в силе оправдательный приговор, вынесенный правозащитнице Аззе Солиман (на фото справа) и ещё 16 очевидцам, присутствовавшим при убийстве активистки и поэтессы Шаймии аль-Саббагх. Им предъявили ложные обвинения после того, как они дали свидетельские показания против силовиков. Азза Солиман поблагодарила Amnesty за поддержку и солидарность.
Апелляционный суд в Судане отменил обвинительный приговор, вынесенный Фердус аль-Тум — девушке, признанной виновной в ношении «непристойной и аморальной одежды» и приговорённой к 20 ударам плетью и штрафу в размере 500 суданских фунтов. Мы считаем, что отчасти это стало результатом вашего участия и международного давления.
Шакера Аамера освободили после того, как он провёл в тюрьме Гуантанамо 13 лет без суда и следствия. Он стал одним из первых задержанных, отправленных на печально известную базу ВМФ США в 2002 году и последним жителем Великобритании, содержавшимся там. Сторонники Amnesty более 10 лет выступали за его освобождение.
В октябре бывшая узница совести Чэнь Чженьпин воссоединилась с родственниками в Финляндии. В марте её освободили из тюрьмы в Китае, однако вплоть до прибытия в Хельсинкский аэропорт преследовали и вели за ней пристальную слежку. В августе 2008 года её заключили в тюрьму на восемь лет за практику Фалуньгун — духовного движения, запрещённого в Китае.
Активиста и журналиста Хоссама Багата освободили через несколько дней после того, как Amnesty International и международное сообщество осудили его арест. Помещение его под стражу стало очередным признаком неустанных выпадов Египта против независимой журналистики и гражданского общества.
В ноябре активиста Филепа Карму наконец освободили из индонезийской тюрьмы. Он провёл за решёткой более десятка лет после того, как поднял папуасский флаг независимости на политической церемонии в 2004 году. Сторонники Amnesty долго добивались освобождения Филепа, в том числе отправив 65 000 сообщений со словами поддержки в ходе Марафона писем в 2011 году.
В декабре на севере Мексики с разницей в несколько часов освободили двух человек, подвергавшихся пыткам. Водителя автобуса и отца четверых детей Адриана Васкеса (на фото слева) освободили через три с лишним года после того, как его пытали сотрудники полиции штата и обвинили в том, что он является наркоторговцем высокого уровня. Лишь несколько часов спустя освободили 25-летнюю мать двоих детей Кристель Пинью через два с лишним года после того, как её жестоко избили и пытали, применяя сексуальное насилие, до тех пор, пока она не согласилась сознаться в вымогательстве.
В декабре парламент Монголии сделал смертную казнь достоянием истории, что стало огромной победой для прав человека в стране. Монголия подала пример, которому, как мы надеемся, быстро последуют и другие страны Азии. Монголия показала странам, продолжающим казнить людей, прямой путь к отказу от этого жестокого и бесчеловечного вида наказания.
13 августа 2015 года Лейлу и Арифа Юнус признали виновными в «мошенничестве» и других предполагаемых преступлениях, связанных с их работой в НКО. Им грозило лишение свободы на восемь и семь с половиной лет, соответственно. Арифа Юнус освободили по состоянию здоровья 12 ноября. Безусловное освобождение Лейлы Юнус, одной из известнейших правозащитниц Азербайджана, должно послужить толчком к немедленному и безусловному освобождению всех узников совести.
Ранее в текущем году экоактивисту Евгению Витишко удалось добиться смены колонии на ограничение свободы. Прокуратура обжаловала решение, после чего узник объявил голодовку. Но 22 декабря суд подтвердил, что эколога следует освободить. Витишко – известный член экологической организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу». Он и его соратники активно участвовали в акциях протеста против вырубки лесов, строительства и незаконного огораживания на охраняемых территориях Краснодарского края.