Российские федеральные власти должны отреагировать на серию едва завуалированных угроз в адрес ряда видных правозащитников, сотрудников СМИ и политических активистов, исходивших от политического руководства Чечни. Такие угрозы следует принимать всерьёз. Аналогичные угрозы предшествовали убийству журналистки Анны Политковской в 2006 году и похищению и убийству чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой в 2009 году. На этот раз в числе мишеней для угроз и преследований оказались правозащитники Игорь Каляпин, известный правозащитной деятельностью в Чечне, и Лев Пономарёв, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, политический активист Илья Яшин и другие.
Эти угрозы — очередной зловещий поворот непрекращающейся кампании гонений на независимые НКО и защитников прав человека в России, в ходе которой всё новые независимые НКО относят к категории «иностранных агентов», а четырём иностранным организациям, признанным «нежелательными», запретили работать в России.
Начиная с 12 января глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров и лица из его ближайшего окружения выступили с рядом провокационных заявлений, сопровождавшихся агрессивной риторикой, в адрес тех, кого они называли «врагами народа» и России и «предателями». В своём первоначальном заявлении на встрече с журналистами в честь Дня российской прессы Кадыров призвал судить представителей «внесистемной оппозиции» (оппозиционных политических групп, не представленных в парламенте) за их «подрывную деятельность».
Заявление Рамзана Кадырова вызвало широкую критику со стороны правозащитников и других поборников гражданских и политических свобод в России. Президента Владимира Путина призывали отстранить чеченского лидера от должности за это провокационное заявление.
Те, кто публично критиковал Кадырова, немедленно подверглись давлению и преследованиям. Уполномоченная по правам человека Элла Памфилова стала единственным должностным лицом федерального уровня, кто критиковал заявление Кадырова, отозвавшись о нём как о «бессмысленном» и вредящем российскому президенту. Очень скоро ей позвонил член Государственной думы из Чечни Шамсаил Саралиев, потребовав от неё извинений перед Рамзаном Кадыровым. Депутат городского совета Красноярска, который осудил Кадырова в социальных сетях за то же высказывание, поспешно отказался от своей критики и заявил, что «убедился» в авторитете чеченского лидера после общения с «представителями чеченского народа».
16 января спикер парламента Чечни и близкий приближённый Кадырова Магомед Даудов сделал заявление, опубликованное агентством «Грозный-информ» (рупор чеченской администрации), в котором обвинил «неправительственные правозащитные организации из Америки и Европы» в разжигании прошлых конфликтов в Чечне. Он упомянул независимую радиостанцию «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь», а также нескольких видных правозащитников, сотрудников СМИ и политических активистов, обвинив их в государственной измене и других преступлениях. Он повторил свои выпады в крайне провокационной и оскорбительной форме по меньшей мере в двух сообщениях в «Инстаграме», содержавших едва завуалированные угрозы в адрес тех, кого он назвал «проплаченными марионетками» и «предателями». Угрозы Даудова сопровождались фотографиями нескольких названных им людей. За этим последовали дальнейшие публикации, а также выпады личного и общего характера, в том числе со стороны самого Рамзана Кадырова.
Подобные угрозы высказывались в обстановке ужесточающегося наступления на критиков правительства и других инакомыслящих в России, и их воплощением стало убийство видного политического активиста Бориса Немцова в феврале 2015 года. В стране уже далеко не раз совершались жестокие нападения на правозащитников и других критиков правительства и их убийства, которые российские власти явно оказались неспособны расследовать, а виновников наказать. В числе таких инцидентов — убийство Натальи Эстемировой, которое послужило сигналом всей России о том, что правозащитная деятельность и даже открытые высказывания против правительства — дело весьма опасное.
Группа смелых правозащитников из различных уголков России под руководством Игоря Каляпина и его НКО «Комитет против пыток» (организация была распущена после того, как в 2015 году российские власти внесли её в список «иностранных агентов»), создала Сводную мобильную группу по Чечне, с тем чтоб обеспечить непрерывную работу по защите прав человека в Чеченской Республике. С тех пор группа и сам Игорь Каляпин подвергались ряду угроз и нападений — начиная тем, что на пресс-конференции в Москве агрессивные чеченцы забросали их яйцами , и заканчивая поджогом 13 декабря 2014 года офиса группы в чеченской столице Грозном, который 2 июня 2015 года вновь разгромила толпа, устроившая «акцию протеста» под его окнами. Ни по одному из этих происшествий власти так и не провели эффективного и беспристрастного расследования, несмотря множество имеющихся у них доказательств, включая записи камер видеонаблюдения.
Постоянно повторяющиеся угрозы и нападения на правозащитников, работников СМИ и политических активистов, особенно работающих в Чечне, а также сохраняющаяся безнаказанность таких действий настоятельно требуют того, чтобы российские федеральные власти немедленно и беспристрастно расследовали эти угрозы и нападения и позаботились о привлечении к ответственности виновников. Более того, всех тех, кто подвергался угрозам, нападениям и преследованиям из-за своей работы по защите прав человека, следует срочно защитить. И первым шагом на этом пути должно стать публичное признание и одобрение российскими властями законной работы, которую делают правозащитники.