Новый план по разрешению беспрецедентной ситуации с притоком беженцев в Европу, который обсуждался Нидерландами — страной-председателем Совета ЕС, имеет фундаментальные изъяны, поскольку предусматривает незаконное возвращение просителей убежища и беженцев из Греции в Турцию. Об этом предостерегла сегодня Amnesty International.
Планы назвать Турцию «безопасной третьей страной», с тем чтобы отправить туда десятки тысяч людей из Греции без надлежащего правового процесса и возможности обратиться за убежищем, станет вопиющим нарушением норм как европейского, так и международного права.
«Не нужно обольщаться гуманитарным лоском этого предложения, содержащего фундаментальные изъяны. Оно попросту служит политической целесообразности и ставит целью остановить поток отчаявшихся людей, пересекающих Эгейское море», — сказал Джон Дальхизен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Любое предложение о переселении, фактически предусматривающее закрытие границ и незаконное выдворение десятков тысяч людей, которых лишают возможности попросить убежище, — безнравственно. Действия европейских стран в ответ на глобальный беженский кризис давно бессистемны, поэтому необходимо найти пути его разрешения, и срочно. Однако нарушения закона и пренебрежение при этом международными обязательствами оправдать никак нельзя», — отметил он.
Согласно нормам международного права, уязвимым людям, спасающимся от конфликта и преследований, нельзя отказывать в защите, и у них есть право на рассмотрение заявлений о предоставлении убежища.
Если план осуществится, причём уже этой весной, страны ЕС признают Турцию «безопасной третьей страной», и это определение позволит им выдворять туда всех просителей убежища, перехваченных в море по пути в Грецию. Amnesty International предостерегает, что согласно нормам международного права, подобные действия будут считаться незаконными.
В ответ на то, что Турция примет всех отправленных назад лиц, основная группа стран ЕС добровольно разместит у себя от 150 000 до 250 000 беженцев, которые сегодня находятся в Турции.
Положение беженцев и просителей убежища в Турции вызывает озабоченность. По оценкам, страна приняла 2,5 миллиона сирийских беженцев и 250 000 беженцев и просителей убежища из других стран, в том числе из Афганистана и Ирака. На деле же заявления о предоставлении убежища от несирийцев рассматриваются редко.
Кроме того, Amnesty International отметила, что начиная с сентября 2015 года параллельно с переговорами между ЕС и Турцией по вопросам миграции турецкие власти незаконно собрали множество (возможно, сотни) беженцев и просителей убежища. Их посадили в автобусы и увезли более чем за 1000 километров в отдалённый пункт временного пребывания, где удерживали без связи с внешним миром. Некоторые сообщали о том, что их по несколько дней держали в кандалах, избивали и в принудительном порядке отправляли в страны, из которых они бежали.
«Турция никак не может считаться безопасной для беженцев страной. Даже для многих её собственных граждан это страна небезопасная. В последние месяцы беженцев незаконно возвращали в Ирак и Сирию, а беженцы из других стран годами находятся в состоянии неопределённости, бесконечно ожидая рассмотрения своих заявлений», — сказал Джон Дальхизен.
«Масштабный план переселения беженцев из Турции в ЕС — идея хорошая, но ставить при этом условием скорейшее возвращение незаконно пересекающих границу — это всё равно что ставить на кон человеческие жизни», — подчеркнул Джон Дальхизен.
«В последние годы блокирование одного пути в Европу неизбежно приводило к тому, что в поисках защиты беженцы находили другой, зачастую ещё более опасный. Единственное рациональное решение ситуации с беженцами — предложить им безопасные и законные пути в Европу», — отметил он.
Хотя план полностью пока не опубликован, лидер нидерландских социал-демократов Дидерик Самсон раскрыл некоторые его подробности в эксклюзивном интервью, данном национальной газете De Volkskrant. В настоящее время Нидерланды председательствуют в Совете ЕС и стремятся заручиться поддержкой своего предложения со стороны других государств-членов ЕС.