Давайте не будем путать отчаянные меры с законностью, когда речь идёт о соглашении по беженцам, предлагаемом Европой Турции. Не надо питать иллюзий — на кону сам принцип международной защиты лиц, спасающихся от войны и преследований.
На этой неделе каждое правительство Европы должно будет публично определиться с решением: либо оно поддерживает право обращаться за убежищем, либо задвигает его на второй план, переходя к торговле со страной, которая не замечена в его неукоснительном соблюдении.
Новое предложение — это лишь самая недавняя из опасных тенденций. За последние несколько месяцев разные европейские правительства уже дискриминационным образом закрывали границы, незаконно ограничивали количество ходатайств о предоставлении убежища. Итогом стала углубляющаяся гуманитарная катастрофа для тысяч беженцев, запертых в Греции, а также всплеск алармистской, злобной риторики, стигматизирующей просителей убежища и мигрантов.
Лидеры ЕС достигли новых глубин падения на прошлой неделе, предложив Турции согласиться на ускоренное массовое возвращение мигрантов из Греции, приплывших туда на лодках, и на план по переселению одного сирийского беженца из Турции в обмен на каждого нелегала-сирийца, возвращённого из Греции. При этом Турция получает 6 млрд евро, обещание безвизового режима для турецких граждан и возобновление переговоров о вступлении в ЕС.
Мы выступаем за крупномасштабное переселение беженцев в Европу и другие места, видя в нём наилучший способ устранить необходимость для отчаявшихся беженцев отправляться в опасный путь через Средиземное море на утлых судёнышках. Это стало бы реальным проявлением солидарности с теми странами, которые приняли больше всего беженцев в мире, включая Турцию. Однако лидеры ЕС должны убрать всякую связь между переселением одних беженцев и лишением других доступа к справедливой процедуре подачи ходатайств об убежище.
Притом что мы настаиваем на соблюдении права людей, нелегально прибывших на берега Европы, на полноценное и справедливое рассмотрение ходатайств об убежище, мы не оспариваем возвращение людей, которым в рамках справедливой процедуры не удалось доказать необходимость получения убежища. Мы возражаем против коллективных высылок в ускоренном порядке, когда не принимаются во внимание индивидуальные обстоятельства конкретных людей.
Нарушение права ходатайствовать о предоставлении убежища не смягчается фиктивным признанием Турции страной, «безопасной» для беженцев. Турция предоставила «временную защиту» более чем двум миллионам сирийцев, но на практике она по-прежнему отказывает в эффективной защите не-европейцам, включая афганцев, иракцев и прочих лиц, обращающихся за ней. Турция также неоднократно выталкивала сирийцев обратно в зону боевых действий и закрывала границы для пытающихся спастись.
Между тем всем беженцам в Турции непросто найти работу, дать образование детям и построить достойную жизнь, а это ключевые элементы «безопасного» убежища.
Что ещё хуже, президент и власти Турции развернули активное наступление на права человека. Остановка курдского мирного процесса и затянувшаяся спецоперация на юго-востоке, а также повсеместные репрессии в отношении оппонентов, политической оппозиции и СМИ, считающихся антиправительственными, — всё это может вскоре привести к тому, что сами турецкие граждане пополнят поток беженцев.
В своём намерении поступиться обязательствами перед лицом крупнейшего международного беженского кризиса со времён Второй мировой войны лидеры ЕС помалкивают обо всех этих тенденциях в ложной надежде заручиться помощью Турции и остановить поток лодок.
Лучший способ бороться с демагогами в Европе, которые сейчас выигрывают от хаоса в Эгейском море, — не идти на поводу у их презрения к нормам международного права, а предлагать долгосрочные, принципиальные решения. Такие решения существуют. Поток лодок можно значительно сократить. Для этого нужно расширить возможности для переселения непосредственно из первых стран, куда попадают беженцы, чтобы им не приходилось плыть на лодках; инвестировать в такие страны, чтобы беженцы могли там достойно жить; удвоить усилия, направленные на прекращение зверств, которые происходят в Сирии и других местах и прежде всего вынуждают людей пускаться в бегство.
Кен Рот — исполнительный директор Хьюман Райтс Вотч.
Салил Шетти — генеральный секретарь Amnesty International.
Кэтрин Вуллард — генеральный секретарь Европейского совета по делам беженцев и эмигрантов