В преддверии Всемирного дня борьбы с киберцензурой Эдвард Сноуден рассказал Amnesty International, как правительства следят за всем, что мы делаем в интернете, и почему мы должны добиться прекращения бесконтрольной массовой слежки.
Сегодня правительство присваивает себе полномочия по контролю и наблюдению за частной жизнью каждого гражданина. Каждого мужчины, женщины, ребёнка, юноши, девушки. Неважно, кто вы, виновны в чём-то или невиновны — они всё равно следят за тем, чем вы занимаетесь. Перехватывают информацию, анализируют, хранят всё дольше и дольше.
Пугает сам факт, что такие ведомства, как Центр правительственной связи, заглядывают через веб-камеры в спальню к людям, проникая сквозь все четыре стены дома. Агентство национальной безопасности ежедневно собирает миллиарды записей о местонахождении телефонов и благодаря этому знает, где вы сели на автобус, когда пришли на работу, где спали и чей сотовый телефон спал рядом с вами. Нам нужно задаться вопросом: «Мы вообще хотим жить в обществе, где все мы абсолютно голые перед правительством, а оно — абсолютно непрозрачно для нас?»
Иногда приходится слышать: «Если ты ничего такого не сделал, тебе нечего скрывать от правительственной слежки». Но дело не в том, что нечего скрывать, а в том, чтобы быть самим собой. Дело в возможности дружить с тем, с кем хочется, не заботясь о том, как это выглядит на бумаге или в какой-то закрытой записи в тёмном государственном сейфе. Дело в осознании причин, по которым мы закрываем за собой дверь в ванную. Есть же какая-то причина, по которой мы не хотели бы, чтобы полиция установила там видеокамеру и смотрела, как мы принимаем ванну.
Можно быть самым невиновным человеком на свете, но когда кто-то, запрограммированный на выискивание криминального поведения, взглянет на ваши данные, то увидит не вас, а преступника. Я сам был кабинетным аналитиком и наблюдал за людьми, используя средства слежения. Я знаю, что информация в базах данных легко может быть интерпретирована превратно, особенно если те, кто изучает такие данные, прицельно ищут террористов и преступников.
У нас может быть самое ответственное правительство в мире. Сегодня. А завтра всё переменится. Во время конфликта, когда у нас серьёзные враги за рубежом и есть угроза терроризма, отстаивать наши ценности важно, как никогда. Потому что именно впадая в панику, мы и утрачиваем права. Нельзя, чтобы наши политики думали: «Я боюсь, что люди сочтут, что я сделал недостаточно. Лучше я сделаю больше».
Внезапно контроль за соблюдением закона, расследования и предсказание преступной деятельности стали алгоритмизированными. Увидев, как человека справа или слева от нас арестуют за ничтожное правонарушение, мы обнаружим, что начали старательно избегать всего, что только может быть неправильно истолковано. Свободы слова больше не будет.
Тем, у кого нет власти, нужна конфиденциальность. Прозрачность же — для власть имущих. Не надо вдаваться в объяснения, почему вы хотите, чтобы государство оставило вас в покое. Это естественное состояние — быть свободным в свободном обществе. Если же они хотят ограничивать наши действия или следить за ними, это изменит саму природу человеческого общества.
Amnesty International вместе с AdBlock во Всемирный день борьбы с киберцензурой проводили информационную кампанию, посвящённую посягательствам на свободу слова по всему миру. AdBlock — инструмент, позволяющий интернет-пользователям блокировать нежелательную рекламу, и 12 марта 2016 года он заменил баннерную рекламу контентом, который не пропускает цензура в некоторых странах.