В Мьянме участились аресты и случаи лишения свободы по политическим мотивам. 2011 года в Мьянме по 20 разным президентским амнистиям и помилованиям на свободу вышли более 1100 политзаключённых. Однако за последние два года — с 2014 года — власти усилили подавление основных свобод и инакомыслия.
Amnesty International известно как минимум о 90 узниках совести, находящихся сейчас за решёткой. Идут суды ещё над несколькими сотнями правозащитников и мирных активистов.
Среди узников совести не менее:
• 56 студентов и их сторонников
• 13 местных или политических активистов и защитников трудовых прав
• 6 человек, оказавшихся под стражей из-за давления со стороны радикальных буддистских организаций
• 6 человек, насмехавшихся над военными в Фейсбуке
• 2 участников одиночных акций протеста
Мы думаем, что на самом деле цифры намного выше.
В Мьянме активистам часто предъявляют обвинения сразу во множестве «правонарушений» либо по статьям, которые не позволяют освободить их под залог, — чтобы как можно дольше держать их под замком. Другая тактика заключается в том, чтобы судить активистов за одно и то же «правонарушение» сразу в нескольких районах, что потом резко увеличивает срок заключения.
• 6: количество районов, где активистке Но Он Хла предъявили обвинения из-за участия в одном и том же марше протеста, чтобы её можно было осудить шесть раз за одно и то же действие.
• 70: количество людей, находящихся под стражей после предъявления обвинений или осуждения за правонарушения, не предусматривающие освобождение под залог, то есть их не выпускают или не выпускали из предварительного заключения на протяжении нескольких месяцев или даже лет.
• 13 лет и 10 месяцев: срок заключения, к которому приговорили политического активиста Хтин Чжо. Какое же «преступление» он совершил, чтобы получить такой суровый приговор? Распространял листовки с критикой в адрес властей и участвовал в нескольких мирных акциях протеста!
Чтобы ослаблять или закрывать целые оппозиционные движения, власти используют политически мотивированные обвинения против их лидеров либо «коллективно наказывают» группы людей.
• Не менее 56 студентов и их сторонников сейчас находятся под стражей в разных тюрьмах за то, что поучаствовали в студенческих протестах против нового закона об образовании или поддержали их.
• 17 работникам СМИ из издания Daily Eleven предъявлены обвинения в неуважении к суду за опубликованную статью, посвящённую процессу по делу их коллег. Политические суды часто длятся долго. Вдобавок к лишению свободы, их затягивание нередко разрушительно сказывается на повседневной жизни родственников арестованных.
• 19 месяцев адвокат Зо Вин провёл под арестом, пока длился суд. Его задержали в августе 2014 года, после того как он вышел на мирную одиночную акцию протеста против предвзятости судей, призывая улучшить качество отправления правосудия.
Власти используют угрозу ареста, чтобы нагнетать и поддерживать атмосферу страха среди правозащитников и активистов. Среди прочего, они прибегают к тактике возбуждения против активистов дел спустя месяцы, а то и годы, после того как случилась акция протеста.
• Но Он Хла приговорили к шести месяцам лишения свободы за срыв религиозной церемонии спустя шесть лет после того, как в 2007 году она организовала молитву за освобождение Аун Сан Су Чжи и всех остальных узников совести.
Последние два года узников совести и политзаключённых осуждают, как правило, по 10 репрессивным законам и статьям. Пока они действуют, политические аресты и осуждения не прекратятся.
В нынешнем составе парламента Мьянмы более 122 бывших политзаключённых. Это уникальный шанс пересмотреть эти законы.
0 — количество совещаний, проведённых в 2015 году восстановленным Комитетом по делам узников совести — органом, который мог бы дать надежду тем, кто находится за решёткой, но на деле мало чего добился.