«Видит Бог, есть такие дни, когда сил больше нет терпеть, всё становится невыносимым. Единственная мысль, которая помогает мне жить дальше – мои дети», – так сказал 28-летний уроженец Бангладеш Сакиб, который работает озеленителем на одной из известнейших в мире спортивных арен – «Эспайр Зоун» в Катаре.
Для того чтобы получить эту работу, Сакибу пришлось заплатить 4 000 долларов агентству по подбору персонала. Ради этого он взял кредит, при этом зарплата Сакиба составляет 160 долларов в месяц. Теперь большую часть скромного месячного дохода он отдаёт на выплату долга. Остальную часть заработка Сакиб отправляет домой двум малолетним детям, которые полностью зависят от него.
Для многих трудовых мигрантов в Катаре подобная история – обычное дело.
Несомненно, это так для более чем 200 рабочих, с которыми беседовали представители Amnesty International на строительстве стадиона «Халифа интернешнл стдэдиум», который в 2022 году будет принимать матчи чемпионата мира по футболу, а также трудятся на территории окружающего стадион спортивного комплекса «Эспайр Зоун».
Нередко люди из Бангладеш, Непала и Индии приезжают в Катар (богатейшую в мире страну с точки зрения дохода на душу населения) в поисках работы и средств, которые можно будет отправлять родственникам на родину.
Вместо получения прибыльной работы, на которую надеялись, приезжие сталкиваются с многочисленными нарушениями прав человека, которые прямо противоречат положениям трудового права Катара.
Все рабочие, с которыми мы беседовали, сказали, что вынуждены были заплатить огромное вознаграждение агентствам по подбору персонала на родине, чтобы получить работу. По приезду в Катар все они, за редким исключением, узнали, что заработная плата будет меньше, чем было обещано – подчас в два раза и даже больше.
Они живут в убогих и тесных жилищах, многим регулярно задерживают зарплату либо постоянно платят раз в несколько месяцев.
У большинства работодатели изъяли паспорта, что является прямым нарушением катарского законодательства; так работникам сложнее уехать из страны, кроме того, они более уязвимы для принудительного труда.
Хуже всего то, что практически все они бояться пожаловаться на ситуацию, в которой оказались. Более полутора миллионов трудовых мигрантов в Катаре не защищены от обращения такого рода из-за действующей системы поручительства, которая мешает работникам увольняться и уходить от работодателей-нарушителей, а также из-за пробелов трудового законодательства страны.
Сама по себе эта проблема не нова: Amnesty International неоднократно освещала ситуацию с 2013 года, когда я посетил лагерь трудовых мигрантов в Катаре. Тогда я побеседовал с рабочими, которые выживали в чудовищных условиях: им месяцами не платили, они питались лишь раз в день и умудрялись отправлять средства родственникам на родину. Без паспортов, которые у них отняли, они чувствовали себя загнанными в ловушку.
Я восхищался мужеством и стойкостью трудовых мигрантов, с которыми мне доводилось встречаться. Возмутительно то, что им по-прежнему приходится сталкиваться с подобными злоупотреблениями, вопреки всем нашим предупреждениям.
Мы усмотрели некоторое стремление к переменам в деятельности Верховного комитета Катара по подготовке к проведению чемпионата и культурному наследию (организация, полностью отвечающая за строительство стадионов), который в 2014 году опубликовал новый свод «стандартов социального обеспечения работников».
К сожалению, злоупотребления, выявленные Amnesty International в связи с проектом «Халифа интернешнл стдэдиум», свидетельствуют о серьёзных проблемах, связанных с тем, как Верховный комитет относится к надзору за соблюдением и реализацией на практике собственных стандартов. Выявленные недостатки, а также пробелы в катарском законодательстве усугубляются глубоким безразличием со стороны правительства и чёрствым равнодушием Международной федерации футбола (FIFA).
Основной причиной безжалостной эксплуатации рабочих в Катаре является система поручительства под названием «кафала», согласно которой трудовые мигранты не могут сменить работу и покинуть страну без разрешения работодателя.
В конце 2015 года было заявлено о реформе системы поручительства, на которую возлагались большие надежды. В действительности, реформа оказалась слишком незначительной и практически не защищает права трудовых мигрантов, которые по-прежнему полностью зависят от доброй воли работодателей в части соблюдения своих прав.
В конечном счёте именно правительство Катара несёт ответственность за нарушения прав человека в стране. Тем не менее, Международную федерацию футбола – руководящий орган футбольных соревнований во всём мире – несомненно, есть за что призвать к ответу, поскольку она оказалась совершенно не в состоянии противостоять тому, что организуемые ей красочные международные соревнования будут проходить на стадионах, построенных за счёт нарушения прав трудовых мигрантов.
Для того чтобы усилить давление, «Адидас», «Coca-Cola» и «Макдональдс», а равно другие всемирно известные марки, выступающие спонсорами Чемпионата мира, должны потребовать устранить проблему эксплуатации рабочих на стадионе «Халифа», озвучить план по недопущению нарушений в ходе реализации будущих проектов Чемпионата мира, а также выступить в поддержку более широкомасштабной реформы.
Международной федерации футбола следует открыто призвать правительство Катара коренным образом реформировать систему поручительства таким образом, чтобы трудовые мигранты могли беспрепятственно менять места работы и покидать страну.
Международной федерации футбола следует лично осуществлять проверки условий труда на катарских объектах с последующим оглашением итогов таких проверок. Если Amnesty International может установить факты нарушений на одной из главных арен соревнований – сможет и Международная федерация футбола.
У нового президента Международной федерации футбола Джанни Инфантино ещё есть время для того, чтобы не допустить проведение Чемпионата мира на фоне нарушений прав человека, однако он должен действовать быстро и решительно. Это станет явным признаком начала новой эпохи в существовании Международной федерации футбола.
Автор – Салил Шетти, генеральный секретарь международной правозащитной организации Amnesty International