Сотни просителей убежища и трудовых мигрантов были депортированы и даже похищены в ходе принудительных возвращений из России в Узбекистан, где они подвергались пыткам, говорится в опубликованном сегодня брифинге Amnesty International.
Брифинг «Напрямую к пыткам: Похищения и принудительные возвращения из России в Узбекистан» посвящён тому, как российские власти сотрудничали с Узбекистаном в сотнях дел о депортации, несмотря на существование очевидной угрозы применения пыток по отношению к этим людям после их возвращения. В тех редких случаях, когда Россия отклоняла просьбы о выдаче, спецслужбы Узбекистана, пользуясь полной свободой действий, похищали запрошенных граждан с территории России.
«Российские власти не просто закрывают глаза на пытки и отсутствие правосудия в Узбекистане, они ему в этом даже помогают», - заявил Джон Дальхизен, директор программ Amnesty International в Европе и Центральной Азии.
«Россия должна прекратить такие похищения и выдворения, нарушающие её обязательства в области прав человека, и гарантировать, что ни один человек, которому угрожают пытки, не будет возвращён в Узбекистан. Следует оказать всё возможное давление на Узбекистан с тем, чтобы он прекратил применение пыток и других видов жестокого обращения и обеспечил проведение справедливых судебных разбирательств, полностью соответствующих международным стандартам».
Власти Узбекистана регулярно ссылаются на «борьбу с терроризмом» и «антигосударственной» деятельностью для того, чтобы оправдать неправомерное судебное преследование политических противников, а также своих критиков и предполагаемых участников и сторонников запрещённых исламистских группировок. Всем им угрожает серьёзная опасность подвергнуться пыткам, если они окажутся в руках узбекистанской системы уголовного правосудия.
В 2013 году российские власти отказали Узбекистану в запросе на экстрадицию Мирсобира Хамидкариева, узбекистанского кинопродюсера и бизнесмена. Ему были предъявлены обвинения в создании незаконной исламистской группы, после того как кто-то услышал, как он на неформальной встрече выразил поддержку женщинам, носящим головные платки.
Тем не менее в июне 2014 года Мирсобир был похищен. В Москве его держали в полной изоляции, пока сотрудники ФСБ не передали его агентам узбекистанских спецслужб. После этого его принудительно вернули в Узбекистан. Сотрудники силовых структур Узбекистана выбивали из Мирсобира «признательные показания» - они выбили ему семь зубов и сломали два ребра, прежде чем отправили в колонию строгого режима, где он провёл несколько недель в карцере.
Там его привязывали к прикреплённой к стене комнаты для допросов штанге, так чтобы его голова свешивалась вниз, и регулярно избивали его. Впоследствии его признали виновным в совершении преступлений, связанных с экстремизмом, на основании полученных под пытками «признаний» и приговорили к восьми годам тюремного заключения. Он должен выйти на свободу в 2022 году.
Во многих других случаях дела жертв рассматривались в ходе несправедливых судебных разбирательств, в результате которых людей приговаривали к длительным срокам тюремного заключения в жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство условиях.
Европейский суд по правам человека вынес за три последних года, до марта 2016 года, как минимум 17 решений, все с осуждением принудительного перемещения людей в Узбекистан.
Власти Узбекистана также регулярно преследуют и угрожают семьям «подозреваемых» для того, чтобы они дали показания против своих родственников или сообщили об их местонахождении.
В январе 2016 года Артура Авакяна задержали на четыре недели и пытали, пока он не дал показания против своего старшего брата, Арамаиса Авакяна, владельца рыбного хозяйства, обвинявшегося в «террористической» деятельности. Сотрудники милиции связывали Артура по рукам и ногам, прикрепляли электроды к ушным мочкам и пропускали через них ток, пока его язык не прилипал к деснам.
Друзья и родственники Арамаиса уверены, что его уголовное преследование связано с желанием местных властей забрать себе его успешное рыбное хозяйство. После примерно пяти месяцев, проведённых под стражей, его доставили в суд на носилках и приговорили к семи года тюремного заключения на основании сфабрикованных обвинений в «терроризме».
Арамаис рассказал в Джизакском областном суде по уголовным делам, что его пытали с тем, чтобы заставить «признаться» в том, что он является «сторонником» Исламского государства (организация запрещена в РФ).
Родственники задержанных часто боятся обращаться к адвокатам и правозащитным организациям за помощью, поскольку сотрудники силовых структур постоянно угрожают им тем, что если они это сделают, условия содержания их близких станут ещё хуже.
«Власти Узбекистана пойдут на всё, чтобы вернуть своих граждан и отдать их в руки «правосудия», а российские власти всегда готовы оказать им такую услугу», - отметил Джон Дальхизен.
«Власти Узбекистана и России должны немедленно прекратить пытки и похищения и привлечь всех виновных к ответственности за эти вопиющие нарушения прав человека».
«Напрямую к пыткам: Похищения и принудительные возвращения из России в Узбекистан»
Мирсобир Хамидкариев, молодой кинопродюсер, ходатайствовал о предоставлении убежища в России, когда его средь бела дня похитили и отправили в Узбекистан, где подвергли пыткам. Присоединяйтесь к нам и потребуйте от российских властей провести эффективное расследование похищения и принудительного возвращения Мирсобира в Узбекистан, которые привели к его пыткам. Подписать письмо к властям можно на сайте Amnesty International - Центральная Азия.