19 апреля Конституционный Суд Российской Федерации провозгласил постановление о «невозможности исполнения» решения Европейского суда по правам человека в деле «Анчугов и Гладков против России», тем самым поправ права человека и принцип верховенства права. Россия связана своими обязательствами в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской конвенции по правам человека), включая обязательство подчиняться постановлениям Европейского суда по правам человека. Она должна уважать и полностью выполнять решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как по делу «Анчугов и Гладков против России», так и применительно ко всем решениям суда.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры Российской Федерации являются «составной частью её правовой системы», и в случае расхождений они имеют преимущественную силу по сравнению с нормами национального права. В последние годы в России постоянно звучат призывы, в том числе со стороны членов Конституционного Суда и высокопоставленных государственных должностных лиц и политиков, принять меры к тому, чтобы Конституционный Суд мог отменять решения Европейского суда.
В декабре 2015 года парламент быстро принял федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (далее «закон № 7-ФКЗ»), который затем был подписан президентом. Этот закон дал Конституционному Суду РФ полномочия определять по запросу президента или федерального правительства, не противоречит ли решение «межгосударственного органа по защите прав и свобод человека», включая ЕСПЧ, Конституции РФ и выносить по итогам проверки постановления «о невозможности исполнения» такого решения.
В марте этого года Европейская комиссия Совета Европы за демократию через право (Венецианская комиссия) приняла предварительное заключение касательно закона № 7-ФКЗ. В нём говорилось, что независимо от решения Конституционного Суда, у России сохраняется «обязательство выполнять международное решение [… и] она не может оправдывать неисполнение договора, включая Европейскую конвенцию по правам человека, ссылками на положения внутреннего законодательства». Венецианская комиссия отмечает, что «долг всех государственных органов заключается в том, чтобы искать подходящие варианты для согласования положений договора с конституцией (например, путём интерпретации или даже изменения конституции)». Комиссия сделала ряд рекомендаций касательно того, как этого можно добиться.
Однако Венецианской комиссии не удалось опубликовать окончательное заключение, потому что «российские власти не смогли провести совещания с докладчиками». Комиссия выразила надежду на то, что её докладчики смогут позже посетить Россию и провести необходимые совещания, «чтобы российские власти сумели представить свои аргументы и чтобы подготовить окончательное заключение к июньской сессии 2016 года». Такой визит стал возможен лишь в конце апреля, и делегаты Венецианской комиссии на этой неделе находятся в России для проведения соответствующих совещаний.
Тем временем российские власти проигнорировали рекомендации Венецианской комиссии, а Конституционный Суд РФ уже воспользовался своими новыми полномочиями. Он объявил 19 апреля 2016 года о невозможности исполнения решения ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России». Если это постановление не будет отменено, оно создаст опасный прецедент и откроет дорогу новым случаям блокирования решений ЕСПЧ Россией в нарушение её международных обязательств.
Согласно части 3 статьи 32 Конституции РФ,«[н]е имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Сергей Анчугов и Владимир Гладков, отбывавшие длительные сроки заключения, обратились в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение их права голосовать тем, что будучи находящимися в заключении осуждёнными, на нескольких выборах они были поражены в пассивном избирательном праве. В 2013 году ЕСПЧ нашёл несоразмерным автоматический и поголовный запрет российским заключённым голосовать, усмотрев в нём нарушение статьи 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы) к Европейской конвенции по правам человека.
Для многих в России Европейский суд по правам человека превратился в последнюю и единственную надежду на правосудие в отсутствие эффективных средств правовой защиты в стране.
В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как в 1996 году Россия стала членом Совета Европы. Она ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека в 1998 году. За прошедшие с тех пор годы в ЕСПЧ на Россию ежегодно подавались тысячи жалоб. И хотя значительная доля жалоб, поступивших в суд, по разным причинам объявлялась неприемлемыми либо отклонялась, в подавляющем большинстве дел, которые суд рассматривал по существу, в действиях России усматривалось нарушение конвенции. Так, в 2015 году суд вынес 116 постановлений по 160 жалобам на Россию, в 109 из которых признал, что Россия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека5. За все годы, включая 2015 год, суд опубликовал 1720 постановлений по России, и в 1612 из них она была признана нарушительницей конвенции6.
В связи с прошлыми решениями ЕСПЧ российские власти неизменно выплачивали истцам компенсации, назначенные им судом. Однако во множестве случаев Россия систематически не исполняла ни частные, ни общие меры, предписанные судом.
Вы можете изменить мир к лучшему, став нашим сторонником.
Twitter Facebook VKontakte